RSS
Рекомендуем

Кирби — 100. Часть 4

31.08.2017, 18:30 — Алексей Волков 4446 0

Первые десять лет после войны — один из самых запутанных периодов как в истории американских комиксов, так и в творческой биографии Джека Кирби. Рынок неумолимо менялся, все ждали новой революции, которую когда-то произвели National с Суперменом. В результате никакой «настоящей» революции в индустрии не произошло, а National, благодаря телевизионному сериалу «Adventures of Superman» и работе «самого сложного человека в индустрии», Морта Вейзингера, редактора всей линейки о Человеке из Стали, так и остались главной компанией, производящей журналы комиксов. Но «микрореволюции» происходили постоянно, что и поддерживало достаточно молодую индустрию на плаву.

Саймон и Кирби после победы над странами Оси оказались в крайне выигрышной ситуации — небольших издательств было много, и каждое с радостью было готово напечатать что-нибудь от людей, породивших несколько персонажей, комиксы о которых выходили миллионым тиражом. Новые тренды, трендики и трендишки возникали практически ежегодно (некоторые издания успевали сменить ориентацию неоднократно, например, с супергероики на вестерн, а потом на подростковую комедию). Саймон и Кирби, конечно же, считали, что смогут совершить очередной переворот в мире комиксов, и при этом не потерять в итоге авторские права.

Саймон и Кирби — вооружены и очень опасны

И снова фриланс. Джек и Джо успели поработать, например, в издательстве Harvey Comics. Основанная тремя братьями Харви — Леоном, Альфредом и Робертом, эта компания, в основном жила за счёт издания комиксов по лицензиям. Они печатали как приключения Дика Трейси, Блонди, Джо Палуки и других проверенных временем суперзвёзд газетных стрипов, так и комиксы о персонажах Famous Studios, мультипликационного подразделения Paramount Pictures и правопреемника студии братьев Флейшеров. Для Harvey Саймон и Кирби сделали как парочку серий в уже проверенном жанре «приключения команды мальчишек» (Boy Explorers Comics, Boys’ Ranch), так и поработали со стремительно теряющей популярность супергероикой (Stuntman, Captain 3-D). В обоих случаях дуэт не копировал свои старые работы, а старался работать с трендами времени, поэтому Boys’ Ranch был не просто комиксом о команде мальчишек, а вестерном (ковбойские истории тогда вновь оказались на пике популярности), а Captain 3-D — одной из первых попыток создать «трёхмерный комикс», ориентируясь на недолгую популярность стереокино в начале пятидесятых. Кроме того, Саймон и Кирби успели поработать и с крайне прибыльным жанром крайм-комиксов для разных издательств. Их работы, конечно, не превосходили великолепные истории родоначальника жанра Чарльза Биро, печатавшиеся в журнале «Crime Does Not Pay», но были во много раз лучше посредственных криминальных комиксов, которыми наводнил рынок Виктор Фокс.

Через время! Через пространство! Прямиком в забвение!

Но свою «микрореволюцию» Саймон и Кирби совершить всё-таки смогли. Они изобрели новый жанр комиксов. Во время работы на Hillman Periodicals они занимались очередным подростковым комедийным комиксом, который назывался My Date, первый номер которого был датирован мартом 1947 года. Собственно, реакция читателей на этот журнал и подтолкнула Саймона к созданию нового жанра. Идея была простой — взять, собственно, подростковую комедию и сделать из неё мелодраму. В мире палп-фикшн давно существовали журналы «правдивых признаний», сборники писем, сочиненных, разумеется, писателями, в которых представительницы прекрасного пола рассказывали любовные истории из своей жизни, а обрамлялось всё это советами «консультантов». Hillman Periodicals, кстати, были одним из крупнейших игроков на рынке подобных изданий, выпуская журналы как с любовными, так и с криминальными «правдивыми» историями. Если уж «подлинные истории преступлений» в форме комиксов разлетались миллионами, то почему бы не попытать счастья с «подлинными историями любви»?

«Алло! Галочка? Ты сейчас умрёшь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры!»

И, пока четыре номера My Date постепенно выходили в свет, Саймон предложил Кирби попробовать себя на новом поприще. Вместе они создали макет первого номера журнала Young Romance, который показали главному менеджеру и редакторам Crestwood Publications, потребовав немыслимых денег — 50% от прибылей. Издательству было особенно нечего терять, Саймон и Кирби не требовали никаких авансов. Журнал, датированный октябрём 1947 года стал мгновенным хитом, который вернул Саймону и Кирби статус «творцов миллионных тиражей». Серия Young Romance быстро стала ежемесячной, а вскоре издательство запустило ещё несколько романтических комиксов. Конкуренты, пристально следящие за новыми трендами, тоже не остались в стороне, и вскоре ньюсстенды заполнили многочисленные обложки с юными красотками и их мужественными кавалерами.

Как и всякий жанр, на 90% романтические комиксы состояли из концентрированной пошлости. Нарисованные практически под копирку сцены поцелуев, нарочито утрированные эмоции — это были ужасающе слезливые истории с сахарными хеппи-эндами. Вплоть до 1970-х годов романтические комиксы особенно не менялись: он любит её, а она его нет; он изменяет ей, она изменяет ему; он находит истинную любовь, она ревнует так, что волосы трещат от электрических искр — и прочее, и тому подобное. Но такого рода истории стали отличной школой для Кирби по части эмоций. Легко напугать монстром, просто взбудоражить насилием, а вот вызвать у читателя чувства с помощью любовной истории — это уже тоньше. Именно поэтому любовные линии в комиксах, нарисованных Кирби в Серебряном Веке, так хороши. Но, кроме опыта, Джек получал за романтические комиксы ещё и неплохие деньги — в 1949 году он смог купить дом для своей семьи, подвал которого, прозванный «Подземельем», станет его главным рабочим местом на ближайшие двадцать лет.

Итак, всё, казалось, идёт своим чередом. Соавторы нашли свою нишу, приносящую им неплохой доход. Они попробовали себя во всех трендовых жанрах (включая хоррор в журнале Black Magic и в странном журнале Your Dreams, для которого у читателей, якобы, покупали сюжеты их снов). Но в начале пятидесятых, прямо ко времени начала анти-комиксной истерии в Америке, они открывают своё собственное издательство, Mainline Publications. Пока истерия бушевала, множество комиксных издательств сворачивали свои линейки, что приводило к простаиванию типографий, привыкших выпускать огромное количество комиксов. Разумеется, Саймон и Кирби решили воспользоваться ситуацией. Менеджера для себя они взяли из Crestwood Publications, на которых продолжали работать, но вложили свои личные накопления в Mainline. Идея была проста — создавать комиксы для повзрослевших читателей, выросших на комиксах в сороковые. Права, разумеется, должны оставаться у Саймона и Кирби. Собственно, на взрослых они и ориентировались, создавая Young Romance, их комикс и был помечен «для взрослых читателей», и свою собственную линейку в Mainline они выстраивали согласно своей идее и существовавшим трендам: вестерн Bullseye: Western Scout, военный комикс Foxhole, романтический In Love и криминальный Police Trap.

А что же с издательством, в котором они создали свой первый «миллионник»? К началу пятидесятых Timely свернули свои супергеройские серии, переключившись на более выгодные с коммерческой точки зрения жанры. Гудманом владела жажда найти золотую жилу, и издательство погрязло в одноразовых комиксах — если прибыль была недостаточной, журнал резко менял сюжетную ориентацию. Кратковременные успехи ненадолго продляли жизнь серий, а то и порождали ещё парочку схожих. В конце 1953 года Atlas (так теперь называлась линейка комиксов Гудмана) пытаются вернуть своих супергероев в журнале Young Men. Похождениями Капитана Америки в нём заведовали Стэн Ли и художник Джон Ромита-старший. Серия Captain America, до этого перед закрытием внезапно превратившаяся в хоррор-антологию, была продолжена (#76-78, датированные маем-сентябрём 1954 года). Кроме того, Кэп появился в 27-28 выпусках журнала Men’s Adventures.

Этот момент «расстроил» Саймона и Кирби (разумеется, они просто решили ухватиться и за тренд «супергероев — сокрушителей коммунистов», который, как окажется, «не взлетит»), и они создали комикс Fighting American. Первый выпуск был сделан серьёзно, дяденьки средних лет (Джо и Джек) купились на риторику Джозефа Маккарти, но, когда стало известно, какими же методами пользовался «охотник на ведьм», дуэт спешно сменил направление серии, ставшей юмористической. Fighting American — одна из самых интересных серий Кирби и Саймона тех времён, не такая революционная, как Young Romance, да и коротенькая, но смешная и изобретательная.

К сожалению, истерия, поднятая Вертамом (обложки Mainline засветились на публичных слушаниях по поводу "вредного влияния комиксов на молодёжь") и юридические разборки с Crestwood привели к закрытию издательства Саймона и Кирби. Неизданный материал приобрели Charlton Comics, а Джо и Джек пошли каждый своей дорогой. Фактически, дуэту, который, подобно мифическому Мидасу, превращал всё в золото, пришёл конец.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33500 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26821 103