Прежде, чем я приступлю к обзору, пара слов от автора рубрики:
Так уж исторически сложилось, что к любому новому изданию Миньолы на русском мы готовим классическое обсуждение, в ходе которого стараемся щепетильно обсудить каждую деталь. В таком случае, обзорной части самого издания остаётся освещение в основном технической стороны. Но что нового про неё может сказать автор хотя бы во второй раз, когда команда, отвечающая за качество книги, остаётся прежней? В общем, отныне обзоры российских изданий Миньолы будут делать каждый раз разные люди, для которых первичное ознакомление с этими историями было именно через эти издания.
Т.е. это своего рода противопоставление классическим обсуждениям — свежий взгляд нового читателя против взгляда давних и преданных поклонников. Не знаю, сколько таких авторов наберётся на Медии, но постараемся охватить всех.
Но это я уже заглядываю вперёд. А сегодня в рубрике дебютирует Ольга Щербинина.
Мне выпала честь рассказать вам о самом нетипичном пока что томе «Хеллбоя», вышедшем на русском языке. Третья книга серии, «Гроб в цепях и другие истории» — сборник рассказов о Красном, написанных в разное время и по разным поводам. Тут есть и то, что было создано специально для данного сборника, и разрозненные истории, выходившие в различных антологиях. Важно здесь иное — эти рассказы являются неотъемлемой частью Хэллбойвёрса, мелкими деталями мозаики, без которых, казалось бы, можно обойтись. Но когда ставишь их на место — картина начинает играть совершенно новыми красками.
Наверняка после прочтения хорошей книги у вас появлялось желание «добавки» или вопросы, на которые автор не смог по тем или иным причинам дать ответ. Эта книга — как раз для таких случаев. Кто же был родителями Хэллбоя? Что случилось с гомункулом из второго тома? Что делает Красный в перерывах между масштабными событиями? Как он впервые встретился с Бабой-Ягой? Всё здесь. Рассказы — особая форма повествования, за короткий период «экранного времени» автору нужно рассказать историю так, чтобы зацепить читателя, поведать о героях и их мотивах.
В малой форме Миньола так же хорош, как и в крупной. Не побоюсь сказать, что даже где-то лучше. Здесь всего на нескольких страницах автор блестяще показывает свои коронные приёмы. Смешивает мифы и сказки, интерпретируя их под свои нужды и органично вписывая в новую вселенную («Гроб в цепях»). Мастерски наводит жуть («Волки святого Августа»). Демонстрирует энциклопедические знания в предмете («Труп»). Уважает совершенно разные культуры («Баба-Яга»). Экспериментирует с формами подачи материала («Железные Башмаки»). Рассказывает всё, что нужно знать о персонаже, несколькими кадрами («Наполовину колосс»). Можно перечислять долго. И не стоит забывать, что в Хэллбойвёрсе всё имеет свои последствия. Я ещё не знаю, какие ружья из этого сборника выстрелят позже, но уверена, что их будет достаточно.
Приятным бонусом российского издания стало включение в сборник рассказа «Эйб Сапиен против науки», который с одной стороны заканчивает историю гомункула Роджера, а с другой — только начинает. Всего получилось восемь историй, и таким образом третий том «Хеллбоя» стал самым объёмным в серии, 209 страниц. Перед рассказами (как в любом «классическом» сборнике) есть врезки, в которых Миньола делится тем, как и для каких целей они создавались, что послужило вдохновением для той или иной истории. Всё это дополняется несколькими страницами скетчей, опять же, с комментариями, галереей артов и традиционными примечаниями от редакции.
Перевод, оформление и печать на таком же высоком уровне, как и у других книг XL Media. Твёрдый переплёт и лакировка, большой объём — и у нас в руках не просто книга с отличным содержанием, но и эстетически приятный объект. Единственная проблема, которая у меня возникла — страницы с чёрной окантовкой. Может быть, кто-нибудь знает, как избежать неприглядных отпечатков, не надевая нитяные перчатки перед чтением?
Отличное издание отличного комикса.