RSS
Рекомендуем

Начальники гениев. Глава 3: Морт Вейзингер (часть 2)

12.01.2018, 16:00 — Алексей Волков 4541 1

Как утверждал Вейзингер, он вообще ничего не понимал в комиксах, и чтобы хоть как-то прояснить для себя, что это за зверь такой и с чем его едят, позвал своего давнего приятеля, Отто Биндера. Фантаста уже успел затащить в индустрию его брат-художник, Джек. Отто объяснял, Морт хлопал глазами, пока наконец Биндер не выдал: «Вот, смотри. Комиксы — это когда хороший парень бьёт плохого по башке настольной лампой и говорит: «Для тебя свет погас!». Из объяснений Отто Морт сделал вывод, что журнальным комиксам не хватает сильных сюжетов. Другой товарищ Вейзингера так и вовсе заявил ему, что мода на парней в трико продержится недолго, и скоро они исчезнут, как и множество других трендов до этого.

Верхний ряд: Джек Уильямсон, Лайон Спрэг дэ Камп, Джон Кларк, Фрэнк Белнэп Лонг, Морт Вейзингер, Эдмонд Гамильтон, Отис Эделберт Клайн. Нижний ряд: Отто Биндер, Мэнли Уэйд Уэллман, Джулиус Шварц.

В тех словах Вейзингер услышал вызов. Морт редактировал истории про Бэтмена, а со временем стал помогать Уитни Эллсворту с главной звездой мира супергероев, Суперменом, как и ещё один редактор, Мюррей Болтинофф. А кроме того Морт успел, в том числе, перезагрузить Сэндмена и создать собственную команду супергероев National (истории об Обществе Справедливости выпускались All-American), известную как «Семь Солдат Победы» (Seven Soldiers of Victory) для журнала Leading Comics.

Ещё в 68 выпуске Adventure Сomics действовал герой в противогазе, шляпе и костюме, а уже в 69 он переоделся в маску-капюшон и трико (ещё и трусы поверх штанов натянул!).

Но, будем честными, начало сороковых оказалось для Морта только стартовой площадкой. Он прощупывал почву, следуя за чужими трендами. Читателям нравится Бэтмен? Вот, пожалуйста, Зелёная Стрела. И, пожалуй, Сэндмен, палповый мститель в маске, тоже может стать копией Бэтмена, если нарядить его в трико и снабдить мальчишкой-напарником. Хорошо продаётся Общество Справедливости? Семь Солдат Победы будут создаваться по той же схеме ранних командных комиксов: по отдельному приключению каждому герою в обрамлении некоего общего сюжета. Но случилось нападение на Перл-Харбор, США вступили во Вторую мировую, Морт получил повестку и отправился служить. В армии ему понравилось, ведь там, по его словам, над ним впервые за девять лет не нависали дедлайны. Впрочем, и работу он там сумел раздобыть непыльную — написание сценариев для армейского радиошоу «I Sustain the Wings» (со временем, Морт написал историю под таким же названием для 25 номера Superman). Кроме того, во время службы Вейзингер повстречал симпатичную медсестру по имени Тельма, на которой женился 2 сентября 1943 года.

Место Вейзингера в National на время его службы занял Джек Шифф, успевший за это время представить важное дополнение к мифологии Бэтмена — Бэт-сигнал (наследие палповой серии The Phantom Detective, над которой и Шифф и Вейзингер успели поработать в бытность свою редакторами у Пайнса). После возвращения Морта со службы они с Джеком долгое время работали вместе, но в 1953 году в National произошла реформа — редакция была поделена на группы, каждая из которых работала над определёнными журналами, во главе каждой стоял свой редактор, располагавший собственным «штатом» сценаристов и художников, бывших, как правило, фрилансерами. Морт получил линейку журналов Супермена, Джек — Бэтмена. В то же время Вейзингер стал помощником Эллсворта в разработке сюжетов для Adventures of Superman.

Морт Вейзингер, Берни Бреслауэр, Джек Шифф

Между тем, Золотой Век комиксов закончился, супергерои продержались примерно десять лет, а теперь их время, казалось, ушло безвозвратно. Оставались только самые стойкие. И самым живучим оказался Супермен. Впервые появился в журнале комиксов в 1938 году. В 1939 стал героем газетного стрипа (в том же году — и с цветной воскресной страницей) и получил «именной» журнал. В 1940 — радиошоу, в 1941 начала выходить серия мультфильмов (плюс ещё один журнал комиксов с участием Супермена, World’s Finest Comics). Ко времени вступления США во Вторую мировую Супермен уже стал самым узнаваемым персонажем журнальных комиксов. В своей статье «Here Comes Superman!» Вейзингер упоминает некоего майора, рассказавшего военному корреспонденту о своём волнении о настроениях солдат перед высадкой в Нормандии: «Когда я увидел, что один из парней на нашем десантном корабле спокойно читал „Супермена“, то понял, что всё будет в порядке». Комиксы о Супербое (Супермене в детстве) появились в 1945 году, первый киносериал в 1948, второй в 1950, а потом фильм 1951 года, за которым последовал телевизионный сериал.

— Мама сказала, что вы ненастоящий Супермен, а просто актёр Джордж Ривз.

— Я тебе сейчас мозги-то тепловым зрением расплавлю!

Ко времени «тирании Вейзингера» (многие считали таковым время, когда Морт вплотную занялся Суперменом) Человек из Стали был уже вполне устоявшимся персонажем, со своей маленькой мифологией. Родился на планете Криптон, был отправлен на Землю, вырос в приёмной семье Кентов, теперь работает в газете, выдаёт себя за хлюпика, влюблён в храбрую журналистку Лоис Лэйн, очень сильный, пуленепробиваемый, летает, рентгеновское зрение, слабеет от минерала, образовавшегося после гибели его родной планеты... Таким его получил Вейзингер. А заодно он получил тысячи комикс-фэнов, которым нужно было угодить. Ежемесячно должно было появляться несколько свежих историй о Супермене, которые мало того, что обязаны были следовать принятому в середине пятидесятых Комикс-Коду, так ещё и соответствовать канону. Супермен должен быть таким же, как и десять-пятнадцать лет назад, но истории должны быть новыми. Стоит отметить, что к тому моменту ни об одном вымышленном персонаже не было создано такого количества историй, как о Супермене. Казалось, был использован весь арсенал средств приключенческого и детективного жанров, а телесериал, несмотря на помощь в раскрутке персонажа, сильно ему навредил — теперь полётов, отлетающих от груди пуль и побед над ордами бандитов было недостаточно, потому что всё это можно было посмотреть по телевизору бесплатно, а не тратить деньги на новый журнал комиксов. И одним из главных изобретений Вейзингера стали «воображаемые историй», т.е., неканонические, в которых может происходить всё, что угодно. Все события, которые могли бы навредить полюбившемуся фэнам образу Супермена, но о которых они с радостью хотели бы почитать, разворачивались именно в выпусках с «воображаемыми историями».

Одна из самых известных «воображаемых историй» — в ней Лютор, притворившись исправившимся, убивает Супермена.

Ещё одно, не менее важное изобретение — это «семья Супермена». Отто Биндер, давний друг Вейзингера, в сороковые стал главным сценаристом комиксов о Капитане Марвеле, а когда Fawcett после долгих судебных разбирательств с National свернули свою линейку комиксов, Биндер стал одним из сценаристов Супермена. Таким образом, издательство не только фактически уничтожило главного конкурента своей главной звезды, но и наделило Супермена всем лучшим, что было в комиксах о Капитане Марвеле. Каталог комиксов National, посвящённых Человеку из Стали, разрастался.

В 1954 был запущен журнал Superman’s Pal, Jimmy Olsen, а в 1958 Superman’s Girl Friend, Lois Lane. В 1958 году дебютирует Легион Супергероев, в 1959 появляется Супергёрл. Вообще в связи с Супергёрл стоит обратить внимание на саму по себе тему Криптона, которая до этого рассматривалась только как часть происхождения героя. Погибшая планета из ориджина превратилась в ещё один полигон для бесконечных приключений.

Рассуждать о Криптоне и всём, с ним связанном, можно бесконечно — Фантомная Зона с криптонскими преступниками, разноцветные криптониты с разными эффектами, культура-флора-фауна Криптона (и постоянные выставки в Метрополисе, посвящённые погибшей планете), суперпёс Крипто и прочие суперживотные, и как вишенка на торте, Кандор, криптонский город, похищенный злодеем Брейниаком и хранящийся в уменьшенном виде в бутылке.

 

В противовес привычному здесь и сейчас остальной супергероики, в историях о Супермене, не в последнюю очередь благодаря популярности серии о Супербое, особый вес принимает прошлое. Любая история о Человеке Завтрашнего Дня становится недосказанной, что помогает преодолеть одну из самых больших проблем длинных комикс-серий, проблему старения персонажей. Чередование историй о настоящем, прошлом и «воображаемых» в те времена ставило крест на читательских попытках увязать более-менее стройную хронологию, а значит претензии по поводу «континьюити» были смехотворны. Теперь в истории «зашёл очкарик в будку — вышёл в цветастом костюме — раздал всем по мордасам» вмещалось просто дикое количество элементов, это была целая вселенная, сложная по своей сути, но простая для понимания.

 

Личная жизнь Супермена оказывается куда сложнее, чем в схеме «Кларк любит Лоис, но Лоис любит Супермена».

«Возвращение Супермена на Криптон!» (The Superman’s Return to Krypton!), впервые опубликованная в Superman #141 — одна из лучших историй, написанных Джерри Сигелем, вернувшимся к работе над Суперменом в конце пятидесятых.

Злодеи, как и полагалось в Серебряном Веке, перестали быть одноразовыми. Лютор, бандит-изобретатель, оказывается, дружил с Супербоем, пока не облысел в результате несчастного случая. Из космоса миру грозил похититель городов Брейниак. Бизарро, Супермен наоборот (которого снабдили не только своей «семьей», но и целым Миром Бизарро). Мистер Мксизптлк, зловредное существо из другого измерения. Огромный примат Титано, излучающий криптонитовую радиацию из глаз. Забирающий силы Паразит. Заключённые Фантомной Зоны, самый известный из которых — генерал Зод.

На этом, пожалуй, стоит остановиться. Супермен Серебряного Века заслуживает не просто отдельной статьи, но отдельной книги. Мы же вернёмся к фигуре редактора. При Вейзингере DC выработали и свой «house style», и целую кучу разнообразных правил. О самом известном из правил Вейзингера, о заполняемости страниц, Алан Мур рассказал в интервью, опубликованном в фэнзине Zarjaz. По пунктам:

— Не больше 6 панелей на 1 страницу

— Не больше 35 слов на панель

— Не больше 25 слов в одном «пузыре»

— Максимум 210 слов на 1 страницу

Более того, существовали чёткие правила, как нужно рисовать Супермена, по строгости сравнимые с канонами изображения святых на иконах или Ильича на советской агитпродукции. Ещё в сороковые издатели диктовали, что у Супермена не должно быть слишком длинных рук (особенно это удавалось Уэйну Борингу, Человек из Стали которого, уперев руки в боки, больше напоминал самовар) или больших ягодиц. В пятидесятые это дошло до того, что существовала целая куча утверждённых поз Супермена.

Поза летящего Супермена (вытянутая рука, одна нога согнута в колене) тиражировалась из выпуска в выпуск. Выросшим в России девяностых она тоже знакома, благодаря «жевательной резине» Boomer.

Методы работы! Сценаристы, выжатые, как лимоны! Обучение будущего главного редактора Marvel! Всё это — в третьей части главы о Морте Вейзингере!

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34539 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33483 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103