RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Фелл»

10.08.2015, 15:01 — Ольга Щербинина 5201 11

«Фелл» известен не только как совместная работа двух замечательных мастеров, не только как пробирающий до костей детектив, но и как творческий эксперимент. К 2005 году Уоррен Эллис уже мог позволить себе все. И хотя он и говорит, что идея сократить количество страниц в выпуске до 16, а остальное пространство журнала посвятить дополнительным материалам, тем самым уменьшив стоимость сингла, — безумие, уверена, что он немного лукавит. Да, идея необычная, но это же Эллис! В Image Comics ему не могли отказать, тем более что они сейчас (и тогда) — главные по полету творческой мысли авторов. За что мы и любим это издательство, правда? Итак, 16 страниц в выпуске, девятикадровые (хотя и с вариациями, но в рамках структуры) страницы для максимальной плотности повествования, один номер — одна история. Перед нами «Фелл» — серия, которая доставляет своим поклонникам радость и причиняет боль в равной степени.

Детектив Ричард Фелл служил «по ту сторону моста», но после неких загадочных событий был переведен в Сноутаун — город, которому больше всего подходит знаменитая цитата из «Божественной комедии». «Полицейский участок на Мун-стрит для меня словно ад для сатаны. Я хожу сюда на работу, но, черт возьми, как же тут воняет», — довольно исчерпывающее описание. Представьте город, полный грязи (в прямом и переносном смысле), воров, убийц, проституток, сутенеров, психопатов и уродов. Город, в котором полиция — пустой звук, а лейтенант сидит на таком количестве таблеток, что с трудом соображает. Город, полный мистицизма, предрассудков, суеверий и липкого страха. Город, в котором скорее выживают, чем живут. Здесь главному герою предстоит работать и терять надежду. Не то чтобы Фелл персонаж, которого хочется полюбить. Он заносчив, плохо контролирует эмоции и временами жесток. Но все-таки он — лучшее, что есть в Сноутауне, даже лучше, чем заслуживает такая дыра.

По задумке Эллиса, читатель может взяться за серию с любого номера и ему все будет понятно. Это так, но все же интересно следить за тем, как Ричарда медленно поглощает город. Сейчас, 10 лет спустя, очень занятно наблюдать, как истории травмированных людей в еще более травмирующих обстоятельствах стали сверхпопулярными. Первая же мысль — пресловутый «Настоящий детектив», вторая — дивный британский сериал, который никто не видел, «Современный потрошитель». И еще некоторое количество фильмов, шоу и книг, которые можно притянуть по ассоциативному ряду к «Феллу». Больше всего он похож на скандинавский детектив, типичный представитель которого обладает определенными чертами: действие происходит в глуши, нормальных семей не бывает, сильный женский характер в касте, насилие, несчастливые дети-жетвы и т.д. То есть Уоррен Эллис не изобрел велосипед, написав эту историю чуточку раньше, чем подобный жанр стал достоянием общественности, но все-таки очень качественно отследил и использовал уже существующие традиции.

Дуализм серии проявляется в том, что истории, основанные на реальных событиях (либо же отталкивающиеся от реально существующих явлений), изображены в нарочито гипертрофированном виде. Речь, конечно, и о тексте, но какой комикс без художника? Бен Темплсмит своеобразен и его творчество не совсем в моем вкусе, хотя я склонна дать ему сотню очков за оригинальность, которая, может, и царапает взгляд, но куда лучше стерильности многих авторов. Эта та магия, без которой некоторые серии не работают. Не зря в комментариях сценарист столько толкует о том, как важна визуальная часть, деление страницы на девять кадров или ходы со «слепленными» полуторными кадрами. Жесткие рамки, которые могут вызвать клаустрофобию и у читателя, и у художника, все же очень подходят этой книге. Эллис, несомненно, рулил процессом, но в то же время не совсем затыкал Темплсмита, позволяя художнику в полный голос говорить своей работой. Грязноватый, расплывчатый, слегка сюрреалистичный, визуально неприятный рисунок похож на сны под температурой 39,6. При должной погруженности даже можно представить неприятный запах, исходящий с улиц города. Идеально для Сноутауна. Идеально для «Фелл».

А теперь о боли: серия выходила чудовищно медленно, за почти три года всего девять выпусков. А потом даже не закрылась, а застыла в причудливой позе. Авторы отвлеклись на новые проекты. На семь (!) лет отвлеклись. И хотя Эллис говорит, что сценарий к десятому номеру давно написан (логично, ведь его хотели издать еще в 2008 году) и корит Темплсмита, что тот не находит времени, сам художник в интервью пару лет назад заявил, что готов вернуться, но, мол, в издательстве же не захотят ждать каждый выпуск по несколько месяцев, а времени у него не то чтобы очень много. Хммм. В общем, так и осталось неясно, кто виноват и что делать. В итоге мы имеем первый сборник «Фелл» из восьми номеров, одиночный девятый выпуск и три короба обещаний. Но это же Сноутаун, так что все логично. Никакой надежды.

Упомянутый сборник Fell: Feral City выходил несколько лет назад и включал, как я уже сказала, первые восемь номеров. То есть представьте, у вас есть ТПБ и сингл. Уже вижу, как наливаются кровью глаза у любителей «красивого». Но не переживайте, XL Media о нас позаботилась. Мало того, что уже по традиции книга вышла в твердом переплете, так еще и удалось договориться и включить в сборник и номер-отщепенец. Поэтому, приобретя книгу, вы заполучите сразу все существующие расследования Ричарда Фелла под красивой лакированной обложкой, твердой, как моральные принципы какого-нибудь православного активиста. Перевод адекватный, не знаю, как вам это объяснить, но хорошо чувствуется твердая редакторская рука, речь персонажей совершенно уместна в сложившихся обстоятельствах. Не стоит забывать и о «письмах счастья» Уоррена Эллиса в конце книги, где он кратко делится тем, как создавался комикс, чем он вдохновлялся и попутно советует пару-тройку интересных вещей для чтения/просмотра.

Можете считать меня предвзятой, но что уж поделать, если опять сошлись все звезды: и Image, и Эллис, и нетипичный рисунок Темплсмита, и удушающий детектив, от которого в перспективе могут быть кошмары, и качественная работа XL Media. Я снова очень довольна и горячо рекомендую эту книгу.

Книга для рецензии предоставлена издательством XL Media.

Ещё много интересного
11.12.2017, 18:05 — Алексей Замский
Последний в своем роде РосКомНадзор!
737 6
07.12.2017, 12:00 — Евгений Еронин
Сегодня в «лучшей рубрике о комиксах» душевная самотерапия в форме взрослой сказки от португальского картуниста.
928 2
23.12.2016, 11:40 — Роман Котков
В честь юбилея «Спайдермедии» Роман Котков предаётся ностальгии и вспоминает, как работалось в предвестнике современного российского комикс-бума — легендарном ИДК.
4575 42