RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Пёся»

11.07.2017, 12:00 — Евгений Еронин 29891 15

После нескольких месяцев экспериментов издательство «КомФедерация» наконец нашло свой первый бестселлер — книгу «Пёся». Это собрание работ популярного в Интернете автора nixelpixel, также известного, как Ника Водвуд (возможно, это тоже не ее настоящее имя). Никсельпиксель — фигура противоречивая, и мы, конечно же, не могли пройти мимо первого серьезного издания ее трудов. Но зная, как Интернет бывает чуток к подобным вопросам, мы решили сделать не одну, а две рецензии «Пёси». Одна будет стандартной для нас, и ее можно будет тут же обвинить во всех возможных предубеждениях, но вторая будет абсолютно объективной — будем надеяться, эта трезвая объективность сможет хотя бы на время всех примирить и успокоить. С нее и начнем.


Объективная рецензия

Книга «Пёся» — это, не побоюсь этого определения, литературно-художественное издание. Аннотация гласит: «„Пёся“ — сборник комиксов Ники Водвуд, также известной как nixelpixel, о добром жёлтом пёсике, который не боится ничего, кроме грозы и пакетиков, и его друзьях. Внутри — истории про феминизм, бодипозитив, взаимоуважение и борьбу с гендерными стереотипами, рецепты вкусных штук, а также ответы на важные вопросы от Ёжика, Котика и, конечно, Пёси!»

Нике Водвуд удается передать своими работами рисунки и буквы, которые при этом складываются в слова. Конечно, чтение этих слов требует от аудитории вложения собственных усилий — но Ника, похоже, работает только для читателей, знающих русский язык, и это смелое решение в конце концов оборачивается для нее успехом. Судя по всему, издатель тоже поверил в успех ее работы, потому что книга издана тиражом в 1000 экземпляров — практически беспрецедентным для «КомФедерации».

Книгу приятно держать в руках. Она напечатана на плотной мелованной бумаге, блок проклеен, а обложка мягкая.


Теперь необъективная

Этот текст, как водится, не будет ограничен рамками разбора конкретной книги, но и затронет личность автора, увиденную взглядом автора текста, не имеющим с ней личного знакомства — можете не утруждать себя обвинениями в отходе от темы. Уже по тому, что я написал «автора», а не «авторки», можно сделать определенные выводы и пойти написать о них в Твиттер.

Для тех, кто не понимает, о чем речь: nixelpixel, по ее собственным словам, интерсекциональная феминистка, активно ведущая блог на Youtube. Там она затрагивает темы вроде «Абьюзивные отношения», «Женская мастурбация» и «Культурная апроприация», а также много играет на укулеле. Рассуждения Ники о жизни у кого-то вызывают восхищение, а у кого-то — бурное негодование.

Как бы это ни было странно, я не собираюсь занимать сторону в конфликте nixelpixel и ее противников — мне скорее интересно посмотреть на весь конфликт со стороны. Как, впрочем, и издательству «КомФедерация»: издание «Песи» — это, пожалуй, их первый объяснимый и по-настоящему умный шаг за всю историю. До сих пор они печатали комиксы, которые могут понравиться только узкому кругу читателей. Такова, видимо, их миссия, но денег на этом поднять будет еще сложнее, чем на каких-нибудь шихалках и девочках с динозаврами. Творчество же Ники Водвуд имеет много последователей, точнее, чего уж там, последовательниц, и не срубить на них денег было бы странно. Я отношусь к факту выхода «Пёси» положительно, потому что знаю часть людей из «КомФедерации» и желаю им успеха (статью Жени Кольчугина я при этом тоже поддерживаю).

Однако «Пёся» является интересным комиксом примерно в той же степени, в какой его автор является интересным художником. То есть ни в какой. Он любопытен как культурное явление, а nixelpixel как личность, но ее творчество представляет нулевую художественную ценность. Я это заявляю, как человек, уважающий дадаистов и готовый поверить, что унитаз может быть произведением искусства и нести посыл — «Пёся», в лучшем случае, это брошюра. Брошюра, стимулирующая разговор и говорящая на темы, на которые по сути никто до этого не говорил на поле русских комиксов, и говорящая прямо — но все-таки брошюра. Это было нормально, когда Водвуд сама издавала свои рассуждения с вкраплениями простейших комиксов в виде зинов, зин — вещь всеобъемлющая и не поддающаяся оценкам. Когда же «КомФедерация» собрала зины в книгу, стало видно, что смотреть тут особо не на что, и формат покетбука оказался для материала даже слишком солидным.

 

На 52 полосы в книге набралось от силы треть страниц историй в форме, собственно, комикса. Остальное место занимают ответы на письма, кулинарные рецепты и прочие разрозненные мысли автора. Мысли в целом хорошие — «Песя» учит отбрасывать предрассудки и гендерные стереотипы и любить себя. Это позитивно. Но успех «Пёси» как комикса, к сожалению, типичен для восприятия комиксов в России: многие, кажется, готовы восхвалять его за уникальность идеи и важность посыла при абсолютно примитивнейшей реализации. Основная проблема в двух вещах: Водвуд ничего не может предложить как художник комиксов и не развивается как художник вовсе. Найдя удачные стиль и образы, она, похоже, полностью ими удовлетворилась и застыла, штампуя одинаковых пёселей и ежих. Зачем искать что-то новое или экспериментировать, преданные фанаты ведь ждут не этого. И ведь это можно было бы даже простить, но, что еще более симптоматично для русской комикс-сцены, nixelpixel еще и зачем-то читает на фестивалях лекции про то, как рисовать. Я сейчас, возможно, махну лишнего, но, если зайти в профиль Вконтакте каждой 5-й или 10-й поклонницы Водвуд, можно увидеть иллюстрации и даже комиксные страницы, гораздо дальше ушедшие в сложности, чем шаблонные и лишенные фонов приключения Пёси. И что-то эти девочки не спешат читать часовые лекции для сотен зрителей (хотя на аллеи авторов их уже зовут, значит, недалеко и до лекций, но это уже тема для отдельного разговора).

Водвуд явно более уверенно чувствует себя в формате видеоблогинга, о чем говорит ее популярный YouTube-канал — на котором, однако, она задвигает куда более радикальные телеги, чем в своих милых мини-эссе и стрипах. Очевидно, что основную популярность ей принес именно он (про контент канала ничего не скажу — я не посмотрел ни одно видео целиком). Ну так и ладно, флаг в руки. Но то ли она хочет добиться большего и снискать особую славу, то ли российская комикс-индустрия готова, за неимением каких-либо других вариантов, вознести Нику Водвуд на пьедестал, а она и не сопротивляется, но складывается печальная, на мой взгляд, ситуация: популярна книга, которую трудно назвать комиксом, от автора, которого с натяжкой можно назвать художником.

Давайте честно: не будь nixelpixel одиозной личностью, делающей громкие заявления на Ютубе, ее творчество никому бы не было нужно. «КомФедерацию» можно похвалить за внезапное коммерческое чутье (если, конечно, это было оно, а не очередной рандомный тык в небо), но своей миссии по развитию комиксов в стране они этой книгой изменили.

Комиксы в России, к счастью, стремительно развиваются, но это сложно заметить — а все потому, что индустрия и многие люди по-прежнему тормозят, не желая жить дальше 2005 года. И пока мы будем носить на руках непонятно кого и делать постоянные скидки, мы так и будем слушать на фестивалях лекции от художников, которые не умеют рисовать, и видеть на полках комиксы, в которых нет комиксов.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34553 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33506 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26828 103