RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Диссонанс»

11.01.2018, 12:00 — Александр Кириллов 2305 4

Праздники закончились, и я возвращаюсь к рецензиям, которых в этом году будет ещё больше, но об этом я расскажу чуть позже. Этот же обзор по плану должен был выйти ещё в конце прошлого года, но я решил, что интереснее будет поучаствовать вместе со всеми в подведении итогов года. Поэтому обзор на ещё один сборник русских комиксов, изданный в 2017 году, выходит только сейчас. Да, сегодня я буду рассказывать про «Диссонанс» от издательства Parallel Comics.

Думаю, не лишним будет вставить дисклеймер, дабы избежать обвинений от авторов и составителей сборника. Я ни в коем случае не предвзят (да и попросту не могу быть, потому что из всех авторов сборника я знаком с творчеством только трёх человек). И я буду отдельно оценивать каждую работу в этом сборнике, исходя из того, что это комикс, а в моей системе координат комикс — это история, рассказанная с помощью рисунка. Поэтому в первую очередь я буду обращать внимание именно на историю и её подачу, художественный стиль — это уже дело вторичное, ведь на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные (только жёлтый немного горчит).

Итак, начинаем с открывающей истории: «Лунатик» от сценариста Алексея Замского и художника Джамили Зульпикаровой. С творчеством Алексея я знаком не понаслышке, поэтому не был удивлён его высоким слогом. История о романтике, который стремится достичь своей возлюбленной — Луны, получилась непростой для восприятия, но, как Алексей сам писал в комментариях после сборника, он намеревался написать эдакое стихотворение, да не в прозе, а в комиксе, и, на мой взгляд, у него вполне это получилось. Есть в этой истории и лиричность, и драма, и даже щепотку Геймана видно (хотя, возможно, что это лично мой ассоциативный ряд так выстроился). Рисунок очень хорош — чёрно-белая графика отлично подошла сюжету. Вполне неплохое начало для сборника, хотя я подозреваю, что эта история не для всех и не всеми может быть понята.

Дальше по списку идёт «Апокалипчай» от Александра Уткина. Как автор сам её назвал, это история о «чае, ярости и обретении дзена». И она очень понятно и логично рассказана, а ещё и очень мило нарисована. О хорошем комиксе и сказать-то особо нечего, поэтому идём дальше.

Следующий комикс — это «Бумеранг» от сценариста Глеба Липаткина и художников Артёма Топилина, Димы Иванова и Асета Кайрамбаева. Это история о любви (и дружбе), и мне про неё в принципе тоже нечего сказать, кроме разве того, что самый конец, не в последнюю очередь из-за слома четвёртой стены, получился несколько скомканным и непонятным. На мой взгляд, этот приём здесь был слегка лишним, и гораздо более выгодно можно было бы подать эту историю и без него. В остальном же это, опять же, вполне хороший комикс, у него есть сюжет и он рассказывает его с помощью рисунка аж трёх художников (которые по стилю подошли друг к другу просто филигранно, серьёзно, я только на втором прочтении заметил, что часть с флэшбеками и часть с настоящим рисовали два разных человека).

После истории о любви идёт ещё одна, но в этот раз любовь уже «запретная». Комикс «ЧП в школе №ХХ» за авторством Алексея Гончарова поднимает тему об однополых отношениях, про которую в современной России говорить не принято (да ещё и уголовно наказуемо). И должен признаться, что делает он это просто чертовски великолепно! Можно по-разному относиться к однополым отношениям, но я считаю, что игнорировать эту тему и делать вид, что их не существует — это трусость. Алексей Гончаров не побоялся и выдал максимально правдивый и провокационный комикс. Я и представить себе не мог, что можно так одновременно и серьёзно и остроумно рассказать об этом, да ещё и в виде короткого комикса. Мое почтение автору!

Следующий комикс — «Аделаида не пойдёт на работу», автор — Урюрюк. Довольно забавный комикс по ведьму Аделаиду и её брата Федю (который тоже колдун), живущих в каком-то странном полу-волшебном полу-реалистичном мире. Как такового сюжета здесь нет — это просто забавная зарисовка из жизни инфантильной ведьмы, которая, в отличие от своего брата, не хочет жить по законам взрослого мира. Из недостатков комикса могу отметить только леттеринг — очень мелкий шрифт порой доставляет некоторые трудности в чтении, а периодический наклон текста под разным углом к горизонтали я не считаю оправданным решением, да и выглядит это весьма странно, особенно когда в двух соединённых баллонах текст наклонён под разными углами (вот прям на превью можно увидеть характерный пример).

А дальше идёт комикс, которому в рамках сборника повезло меньше всего. Это «XVII» сценариста Влада Верба и художника Марины Андриишиной. Почему не повезло? Да потому что нарисован комикс был в очень тёмных, однородных цветах, которые, к сожалению, совершенно невозможно передать при печати на офсетной бумаге, на которой и напечатан весь сборник. Из-за этого большая часть комикса выглядит как абстрактное полотно «50 оттенков сер-бур-малинового». Просто сравните страницу в цифре и то, как она выглядит на печати. Из-за этого большую часть действий в комиксе (особенно драки в тёмном коридоре) разобрать практически невозможно. Но даже если отринуть в стороны проблемы с печатью, история, которую держали в голове создатели комикса, осталась где-то за кадром. Нам не объясняют ничего, просто кидают несколько кадров флэшбека и напускают пафосного тумана финальным (единственным в комиксе) монологом. Что случилось с этой женщиной (главной героиней)? Как она превратилась в — что это вообще? киборг? не киборг? — короче в то, во что она превратилась? Одни вопросы и никаких ответов. Вся история выглядит, как прелюдия к чему-то большему, но в рамках сборника комиксов хочется все-таки видеть готовые цельные произведения, демонстрирующие возможности авторов в рамках малого объёма, а не демо-версию какого-то большого авторского проекта. В целом «XVII» произвёл на меня не очень положительное впечатление.

После этой однотонно нарисованной истории идёт весьма красочный комикс «Коско и звук» от автора Kosko. Без слов, с помощью только жестов и мимики, нам рассказывается история о некоем духовном опыте, который случается со странником, идущем через пустыню. Довольно самобытная, но в тоже время понятно рассказанная история, и больше мне нечего добавить.

А дальше идёт история, которая разочаровала меня больше всего. Это «Север» от Михаила Гришечкина. Начало было вполне адекватным: вот человек, вот он принимает какое-то важное решение, объявляет своей семье, что уходит на север, и уходит. Идёт, идёт, пока не доходит до какой-то непонятной штуки. После чего комикс превращается в какой-то дикий сюр, абсолютно непонятно что показывающий. Мне пришлось раз пять «перечитать» последние страницы, пока я не смог разглядеть в рисунке действия, которые произошли с героем. Но смысла во всём этом я так никакого и не уловил, поэтому я не могу назвать этот комикс хорошим. Он буквально никакой, ни по сюжету, ни по графике.

Зато следующий комикс меня просто поразил. В самое сердце. Называется он «Дикая земля», а создал его Чарли О’Конор. Потрясающе рассказанная история в антураже Дикого Запада, с вплетением индейской мифологии. Этот комикс начинается с драки в салуне, потом главного героя странный незнакомец нанимает для перевозки некоего груза и они начинают свой путь через прерии. Но в самом конце истории оказывается, что всё было совсем не таким, каким казалось читателю всё это время. Да, знаю, что это довольно избитый приём, но меня он подкупил тем, как грамотно он был выполнен. А ещё у этого комикса отличная подача — от диалогов до передачи атмосферности Дикого Запада в рисунке. Прекрасная работа!

А следующим в очереди на обзор стоит комикс «bmp» от творческого дуэта Юрия Плисенко (сценарист) и Артёма Траханова (художник). История о девушке, которая, судя по всему, сбегает из некоего места ограничения свободы. Там ей поставили на сердце некий электрокардиостимулятор, пускающий разряд в сердце при пересечении периметра. Но девушка смогла перебороть пагубное действие техники, каким-то образом смогла перезапустить сердце и продолжила бежать на свободу. Это был пересказ всего комикса. Он мало того, что короткий, так ещё и не несёт в себе никакой сюжетной нагрузки. Посредственная работа, в первую очередь это относится к сценаристу.

Дальше идёт комикс «Преступление и наказание» от Kameeellah. Несмотря на то, что он взял название от одной из величайших книг в истории отечественной литературы, само по себе это произведение — это просто какой-то наркотический бред, оформленный на бумаге. Я, к счастью, наркотиками не балуюсь, поэтому оценить всю глубину концептуальности комикса, в котором мужик плавает жопой кверху в пруду, а в это время по его жопе ходят шакалы, я не могу, уж простите. Поэтому пишу о том, что вижу, а вижу я сильно выраженное эго автора, который считает, что его творчество не нуждается в пояснении (хотя бы неким подобием диалогов), и достойно находиться в одном сборнике с действительно хорошими работами.

Следующий комикс — «Распущенная» авторства того же Урюрюка, которая сделала «Аделаиду». Весьма интересно, что этот комикс по стилю рисунка совершенно отличается от предыдущего, и если б не имя автора, я бы ни за что не подумал, что это рисовал один и тот же человек. В отличие от «Аделаиды», которая была довольно графичной и полноцветной, «Распущенная» нарисована в более абстрактном стиле и всего в трёх цветах. Сам же комикс является точной передачей метафоры «расклеился» или «распустился», применяемой к внутреннему состоянию человека. Это концептуально и это здорово исполнено. (И, кстати, леттеринг в этом комиксе тоже вполне нормальный).

А вот я и добрался до завершающего комикса, «Терра Когнита», который объединяет общим концептом весь сборник. Авторами выступили Андрей Лукин (сценарист), Влад Легостаев, Антон Бугай и Филя Братухин (художники) и Рома Титов с Урюрюком (колористы). Это отличная научно-фантастическая история об изобретателе, который при испытании некоего телепорта попадает в далёкое будущее. Я очень люблю хорошую НФ и очень не люблю посредственную, и этот комикс меня не разочаровал, ни сценарием, ни рисунком. А особой вишенкой на торте стало то, как, ломая четвёртую стену, этот комикс прошёл нитью через весь сборник и связал его воедино. Помните, как я ругал «Бумеранг» за неуместное прохождение через четвёртую стену? Вот в «Терре» это смотрится более чем к месту и абсолютно обоснованно с сюжетной точки зрения. Очень приятно было под конец прочитать такую сильную работу. И очень приятно, что составитель сборника — собственно, это и есть Андрей Лукин, автор этого комикса — озадачился созданием если не концептуальной (ведь все комиксы в «Диссонансе» совершенно разные и не объединены никакими общими темами), то хотя бы вот такой искусственной сюжетной связки между всеми работами сборника.

Про само издание мне особо сказать нечего: я уже упоминал, что сборник напечатан на офсетной бумаге и все было бы здорово, если бы не «XVII», художник которого не подумал про особенности печати. Формат у сборника небольшой, меньше чем стандартная русская тпбшка в длину, в ширину примерно столько же. Единственное что я мог бы отметить, так это то, что обложка на стыке с первой и последней станицами блока приклеена не очень, из-за чего после первого же прочтения сборник у меня подрасклеился. Но, возможно, это просто мне так «повезло».

Настало время подвести итог. В «Диссонансе» были и очень хорошие истории, были и плохие, но в основном все комиксы были на добротном уровне. Я, как большой фанат всяческих сборников с рассказами, надеюсь, что это не последний сборник от русских авторов. Ведь нельзя недооценивать их важность — для большинства русских комиксистов они являются, порой, единственной возможностью донести своё творчество до аудитории, которая про них никогда не слышала. Ну а для читателей это отличный способ провести время, прочитав не одну и не две, а сразу дюжину историй в одной книжке.

Ещё много интересного
18.07.2018, 12:00 — Алексей Замский
Пока мы затаили дыхание перед SDCC, Антона на неделю заменил Алексей Замский.
883 19
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
19419 272
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
19544 142