От импринта, в названии которого скрыт единственный способ, с помощью которого авторы и редакторы примиряются с тем, что за чушь выпускают, выходит новый комикс от гальванизированного Фрэнка Миллера и Джона Ромиты-младшего (главного опровержения в комиксах тезиса «сын за отца не отвечает»). Понять, насколько лучше Миллер себя чувствует и приходит ли в сознание, когда пишет комиксы, пока нельзя — в издательстве усвоили урок и пристальнее стали следить за тем, не сболтнул ли Фрэнк чего лишнего в интервью и не признался ли опять, в каком объеме работал над «своим» комиксом. Лично мне кажется, что он стал чувствовать себя лучше и вполне мог сделать всё сам — но при этом я нахожу невероятным, что Фрэнку «Священный ужас» Миллеру доверили выпустить комикс без присмотра. Я оптимист, но я же не сумасшедший. Куда вероятнее, что соавтор Superman: Year One просто пока не раскрывается или сидит в редакторском кресле. Мы ведь не знаем, сколько человек обводит карандаши Ромиты в этот раз, да? А поскольку публике успешно смогли «продать» идею того, что Миллер в том состоянии, в котором мы его видели в последние годы, смог написать «Темный Рыцарь 3» (кстати, по-моему, далеко не такой плохой, как принято считать — за подробностями отсылаю к одному из недавних выпусков нашего подкаста), то я не исключаю и того, что Миллер будет писать комиксы ближайшие лет сто, не вставая из стеклянного саркофага. Хотя вот в последнее время дедушке получше и я помню, как он что-то говорил про четвертого «Темного рыцаря». Но основная причина выхода новых комиксов от Миллера — я подозреваю, американская система медицинского страхования.
В остальном издательстве сегодня одновременно выходят комиксы про Аквамена и Бэтмэна, и я готов биться об заклад, что на этой неделе «Аквамен» опять лучше «Бэтмэна», но об этом никто не узнает, потому что зачем же читать «Аквамена», если его не спас даже успешный фильм.
Из всех марвеловских тайтлов больше всего бросаются в глаза две откопанные стюардессы. Главная из них — конечно, завершение Annotated Marvels, серии, которая продолжает кормить Бьюсика и Росса лучше, чем «Хранители» кормят Мура, что несложно, и которая имеет в такой же степени мало общего с ее авторами сейчас. «Марвелсы» перестали быть просто знаменитой престиж-серией и стали странным артефактом эпохи, когда комиксы еще могли ориентироваться сами на себя. Как можно представить себе в 2019 году читателя, переходящего от современных ему комиксов к «Марвелсам» и получающего от них то удовольствие или тот эффект, который они должны были оказывать по замыслу? В этом смысле аннотированное издание имеет еще более узкую подлинную аудиторию из людей, которые прочли, почувствовали, что не всё высмотрели, захотели высмотреть всё-всё, и теперь возвращаются к серии. Но наверняка покупают новую версию не только те, кто собирается ее читать, но и просто те, кто хочет ею владеть. Хотя зачем им покупать синглы-переростки? Наверняка будет огромное издание одним томом. Как говорили в повести моего детства, если такой книжкой треснуть кого-нибудь по башке, он сразу поумнеет в два раза. А если эту книжку прочитать, то поумнеешь в меньшее число раз.
То ли дело другой престиж-проект о прошлом марвеловских комиксов, X-Men: Grand Design — X-Tinction, где Эд Пискор заканчивает масштабную демонстрацию своего искусства превращать то, что некогда казалось сиюминутным в то, что теперь принято считать вечным. Вот было бы здорово заставить Пискора работать дальше и посмотреть, что начнется, когда он попадет в самую гущу девяностых, где икс-комиксы превращаются из прелесть каких сумасшедших в ужас какие поехавшие. Этого к моему сожалению и нашему общему счастью не произойдет. В отличие от Бьюсика, этот ретровейв читается гораздо лучше, если не знать оригинала близко, потому что наши представления о ретро-комиксах отличаются от того, какими они были на самом деле — не какими выглядят для нас сейчас, а какими выглядели для современного их выходу читателя. Пискор в любом случае феноменально талантливый человек, и за его работами надо следить. А на что он расходует свой талант — его дело.