RSS
Рекомендуем

Большой фестиваль 2016: Отчет

21.04.2016, 12:15 — Ольга Щербинина 6279 17

В минувшие выходные в Санкт-Петербурге прошел «Большой фестиваль комиксов, косплея и ностальгии», а мне довелось там побывать. Дело было в «Экспофоруме», который расположился довольно-таки далеко от города, и тут возникла первая небольшая проблема. Доехать на метро до конечной станции и сесть в маршрутку было просто, но поиск места проведения вызвал некоторые трудности. Указателей не было, баннер, который где-то висел, я не увидела, а объяснения добрых людей мало что дали. Впрочем, природная находчивость не дала заблудиться в чистом поле. Куда больше вам повезло, если вы ехали на бесплатных экспофорумских автобусах. Во-первых, они останавливались прямо у искомого корпуса Н, во-вторых, очень милые сотрудницы с пониманием кивали и говорили: «А, на фестиваль комиксов? Тебе туда».

В первый день я приехала довольно рано, к 10 часам, поэтому из посетителей были только те, кто имел какое-то отношение к внутренней жизни фестиваля: волонтеры, стендовики, косплееры, пресса и т.д. Отстояв небольшую очередь и получив бейдж, я проникла в главное помещение. Огромный серый зал, в котором, как и было обещано, расположилась сцена и куча стендов. Сюрпризом стало то, что «зоны»: комиксная, игровая, космоса и т.д. были не в зале, а в отдельных комнатах, но об этом чуть позже.

Деление стендов на эпохи (что должно было быть фишкой фестиваля) оказалось довольно неочевидным. Только внимательно рассмотрев круглые блямбы на полу, можно было сообразить, что ты сейчас, например, в 60-х. На этих наклейках была забавная информация в духе «в таком-то году произошло то-то» — для тех, кто любит ходить, не подымая головы. В моем понимании стенд должен быть не только картонкой с картинкой, но и предлагать посетителям что-то интересное. В этом плане получилось с переменным успехом: где-то не было ни людей, ни столов, ни артефактов. Где-то было скромно, но мило: в случае «Друзей» красного дивана вполне хватило, а также меня тронул стенд, на котором можно было меняться всякими штуками, в том числе постерами из журнала «Все звезды». Ох уж эта ностальгия. Были и очень классные стенды: например, по черепашкам-ниндзя, Скотту Пилигриму, «Очумелым ручкам». В целом же первый день в этом помещении оставил смешанные чувства. Но! Не знаю, что именно организаторы сделали, но второй день оказался куда живее и атмосфернее.

В центре композиции находилась Mystery Shack — Хижина Тайн из сериала Gravity Falls, вокруг которой оба дня кипели страсти. Также в главном зале была пара точек, в которых можно было перекусить, выпить кофе/пиво/слёрм. В противоположном от сцены углу находился ринг, где выступали рестлеры (это правда!) и караоке-дэнс, где на самом деле постоянно плясали. Во дворике можно было посмотреть за работой граффитистов и отведать жареной на вертеле свиньи.

Но вернемся к Хижине Тайн. Разумеется, приезд Алекса Хирша оказался главным событием фестиваля. Кто-то сравнивает ажиотаж с тем, что был на первом московском Коми-коне, но я думаю, что это все-таки преувелечение. Начнем с того, что поклонники, ожидающие возможности прикоснуться к звездному телу, никак не мешали другим посетителям. Перед местом, где проходила автограф-сессия, выделили внушительный кусок помещения, огородив его заборчиком. Уж не знаю, какие драмы разворачивались внутри «загона», но со стороны все выглядело чинно. Как вы понимаете, я рисковать здоровьем не стала и послушала только выступление со сцены. Хирш — само очарование, отработал визит максимально. Очень позитивный, вежливый, хвалил российских фанатов, травил байки, отвечал на вопросы, принимал подарки и т.д., — в общем, сделал все, что требуется от заезжей звезды. Кстати, стоит ли говорить, что во время его выступления не хватало разве что слэма? Создатель Over the Garden Wall Патрик МакХэйл пользовался чуть меньшим вниманием, да и выступал не так зажигательно, но очередь за автографами была приличная.

Быстро поговорим о разных зонах фестиваля. Как и обещали, были и космос, и развлечения, и кинопоказы, и ярмарка, и компьютерные/настольные игры. И они даже не пустовали, что даже удивительно, потому что тут вперед выходит основная претензия. Если ты не знал, что где-то точно есть дополнительные развлечения и не задался целью непременно найти их — случайно туда было не попасть. Разве что в комнату с играми, чьи двери выходили прямо в большой зал. Навигации н е б ы л о. У кого-то я видела флаеры с картами, но и по ним было не очень ясно, куда идти и что делать. Ни стрелок, ни табличек, даже ведущие со сцены, насколько я слышала, ни разу не сказали, что еще что-то где-то есть.

Так как здесь у нас — сайт о комиксах, давайте подробно остановимся на том, что происходило в комикс-зоне. Это была просторная светлая комната, в которой по двум сторонам расположились стенды издательств и магазинов, в углу был небольшой лекторий, библиотека комиксов, место для мастер классов и даже небольшая сцена. В центре находилась аллея авторов. Все уютно, тихо, мило и ... катастрофически изолированно. См. абзац выше. Надо понимать, что даже в название фестиваля вынесено слово «комиксы». Люди готовились, авторы и издатели приехали из других городов, поэтому я считаю, что посетителей в этой зоне было просто неприлично мало. У «28-го», разумеется, кипела жизнь: море новинок и обложечки — весомый аргумент. У остальных было скромнее. В хорошие дни © работникам стендов даже присесть некогда, а тут большинство людей успевало куда-то ходить, с кем-то общаться, брать автографы и прочее. Все-таки на фестивале комиксов надо уделять им больше внимания, а не ссылать в уютное гетто.

Лучший стенд был у BUBBLE. Огромный, много новинок, три автора, косплееры. Неловко получилось, что их выступление совпало с речью Алекса Хирша, так что почти вся потенциальная аудитория утекла сквозь пальцы. Анонсов от них не последовало, лишь показали обложку новой «Метеоры» и большей частью рассказывали о самих сериях и грядущей игре.

На анонсы вообще мало кого хватило, поэтому поговорим о том, что есть. «Апельсин» просто сообщил о продолжении выхода своих серий «Сказки братьев Гримм» (#7-12 + бонусная история Мирное Время) и «Робин Гуд» (#7-12), туманно пообещав что-то интересное в скором будущем.

Представители Illusion Studios сначала рассказали о том, почему некоторые номера «классических» черепашек пришлось исключить/заменить, а потом поделились планами на выход комикс-адаптации фильма 1990 года и сборника Challenges из шести историй от Майкла Дуни.

Хозяева вечера, издательство «Комильфо», ограничились представлением новинок и их альтернативных обложек (с главной сцены, кстати) и презентацией комиксов «Волшебные сказки роботов» Олега Тищенкова и «Жорж Дантес. Необыкновенный путешественник во времени» от Виталия Терлецкого и Аскольда Акишина.

За всех отдувались господа из Jellyfish Jam. Рассказали о новинках и текущих сериях, а затем наанонсировали изо всех сил. Во-первых, наконец-то переиздание «Гражданской войны», которое уже печатается. Новый перевод и новая ретушь. Второе издание «Людей Икс против Мстителей»: обновленная обложка, короткая дополнительная история, не влияющая на сюжет.

Дело движется к «Бесконечности». Сначала будет пролог: третий том «Мститлей» (Avengers #12-17 и New Avengers #7-8), а затем — осенью — выйдет том на 400+ страниц, куда войдет весь сюжет Infinity. И пара новых marvel-анонсов: «Люди Икс: Битва Атома», кроссовер выйдет после следующих томов основных серий JJ по Людям Икс. 248 страниц, мягкий переплет, июнь. Uncanny X-Force Рика Ремендера и пяти художников, в главных ролях: Росомаха, Архангел, Псайлок, Фантомекс и Дэдпул. Три книги по 300+ страниц в каждой, первая — в ближайшие месяцы.

А теперь «чистка кармы» и еще три анонса от JJ:

  1. ApocalyptiGirl: An Aria for the End Times Эндрю Маклина, 96 страниц, мягкий переплет.
  2. Европейский комикс Beautiful Darkness, который так понравился нашему Дмитрию. Оригинальный формат, твердый (!) переплет.
  3. Роман взросления This One Summer от Джиллиан и Марико Тамаки. Твердый переплет, 320 страниц.

Всё это — летом. Вторые «Королевы крыс» давно готовы, осталось только получить подпись от правообладателя и отправить в печать.

XL Media анонсировало комиксы по мотивам игры Dragon Age. В книгу войдут сразу три истории, написанные сценаристом DА Дэвидом Гейдером: The Silent Grove, Those Who Speak и Until We Sleep. Комментарии, которые в оригинале находятся на полях, планируют перенести в конец, получится том около 300 страниц. На «Жуя» наводят лоск, «Спаун» делается, «Небесная кукла» будет в стандартном для XL Media книжном формате.

Zangavar презентовал новый том «Кальвина и Хоббса» и рассказал о том, как движется дело с «Герметическим гаражом». Движется! Перевод готов, осталось разобраться со звуками. Черно-белый вариант ожидается летом, цветной — осенью.

В течение обоих дней в комикс-зоне проходили лекции, а рядом — мастер-классы. На сцене проводились баттлы художников. Кстати, Егор Хозяинов — отличный ведущий. В итоге получился мини-фестиваль внутри фестиваля. Нельзя не упомянуть иностранных гостей. Матеуса Сантолоко увели на черепаший стенд, а вот Рафаэль Грампа и Руфус Дэйгло сидели на аллее авторов. Последний поразил своей доброжелательностью. Мало того, что он охотно подписывал и разрисовывал русскую «Танкистку», которая не имеет к нему никакого отношения, так еще и для каждого находил пару слов, спрашивал о жизни, о комиксах и вообще всячески изучал дружелюбие. Конечно, из-за этого очередь двигалась очень медленно, но я рада, что достояла и рада полученному скетчу. Идея на будущее: делать к художникам по две очереди, одна за скетчами, другая за подписью. И чередовать людей, например, 1 к 5. Было жаль тех, кто ждал всего лишь росчерк в книжке, но находился в очереди по два часа.

В целом, от фестиваля впечатления скорее положительные, но не покидает мысль о том, что, возможно, стоило сократить его масштабы. «Большой» — да, но это не значит, что он должен быть размазан по огромному количеству помещений и быть чудищем с несколькими головами. Целостности не получилось, какие-то части мероприятия жили собственной жизнью, а это не всегда плюс.

P.S. Было замечательно увидеться и познакомиться со всеми теми, кто ежедневно наполняет мою ленту новостями. Спасибо вам!

P.P.S. Поздравляю главных организаторов «Большого фестиваля» Марину Севелеву и Михаила Богданова с помолвкой. Счастья и побольше классного в жизни. Улыбаюсь

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33498 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26819 103