RSS
Рекомендуем

Галопом по Европам: Blast

06.10.2015, 14:00 — Игорь Булыгин 5621 5

Рецензии к «Взрыву», предыдущие 6 лет периодически всколыхивавшему видавшее виды европейское сообщество критиков, все, как одна, пестрят громкими титулами «великий», «невероятный», «эпохальный», «шедевр», et cetera. Так ли это? Дабы не повторять за коллегами, пойдём от противного.

«Blast» — книга о страшных людях и не менее страшных событиях с ними происходящих, нарисованных в самых страшных подробностях, преспокойно могущая вогнать в глубокую депрессию неокрепшие нежные умы тех несчастных, которым кто-то нагло солгал, что жизнь это суровая, но добрая сказка о решаемых конфликтах, высшей справедливости, трезвом сюжете и хорошем конце. Книга порою намеренно отторгающая, но зато с первой до последней страницы до предела откровенная. Прямо как её главный герой. Кстати, о нём. Польза (ПомниЛенинскиеЗаветы) Манчини — сверхтучный эксцентричный человек с чуднЫм именем, кротким нравом и добрыми глазами, в прошлом — ресторанный критик и писатель о вкусной и здоровой пище, ныне же — обвиняемый в нанесении несовместимых с жизнью побоев молодой женщине рассказчик захватывающих историй на допросе у двух детективов в отделении полиции. Да-да, прямо как ваш любимый сериальный персонаж. Покладистый толстяк не отрицает никаких обвинений, даже больше — предлагает рассказать о своей чёрно-белой жестянке во всех красках, с самого начала и до конца. Детективы навостряют уши, впивают глаза, толстяк разваливается на стуле, свет гаснет, рассказ начинается.

На больничной койке лежит иссушенное мёртвое тело, а на него с выпученными глазами смотрит только что зашедший в палату стопятидесятикилограммовый человечек. Почивший — отец 38-летнего Пользы и невольный катализатор, пожалуй, всех последующих событий романа. Смерть человека, с которым связаны самые тёплые воспоминания в жизни — «цветное», невинное детство, контрастирующее с во всех смыслах с серой действительностью книги — настолько шокирует мягкого, сердобольного колобка, что он в ужасе и отчаянии убегает буквально в никуда, кончая в подворотне, заедая слёзы любимыми шоколадными батончиками, таблетками и запивая... алкоголем. Казалось бы, конец истории об экзистенциональных приключениях человека-шара, но то ли метаболизм по-особому сработал, то ли сама сука-судьба вмешалась, но вместо того, чтобы протянуть ноги, Польза испытал мощнейший приход с обильными галлюцинациями.

Увиденное чудо новоявленный наркоман окрестил «Взрывом» и совсем раздумал умирать, вместо этого выдумав бесхитростный план бросить жену, карьеру, вообще полностью нивелировать себя как ячейку социума, уехать в глубинку и удариться в апшифтинг, среду без законов и правил, где никто не будет осуждать, указывать и, самое главное, мешать проводить новые «взрывы». Сказано — сделано. С этого-то момента на лысую голову французского Кристофера МакКэндлесса и посыпались приключения одно за другим. Чего только не произошло с заново родившимся Манчини в период его странствий: сербские иммигранты, тайные лесные общины les Misérables, бомжи-нигилисты, завороженное наблюдение за прекрасной дикой природой, знакомство с настоящими наркотиками, зелёный змий, рок-концерт, встреча с сумасшедшим художником и его дочерью, многократные избиения, побеги от полиции, ночёвка в лесу, Моаи острова Пасхи, проникновение со взломом, соучастие в убийстве и даже секс, правда, не всегда добровольный и... м-м-м... не всегда с женщинами — и это далеко не всё, преступно было бы раскрывать все карты шестисотстраничной эпопеи.

Иной читатель может справедливо заявить, бегло окинув взглядом всё вышенаписанное: «И вот это вы называете шедевром? Собрание омерзительных бледных кадров про то, как моральный урод и шизофреник блюёт, ширяется, жрёт отрыжку совы и разрушает свою жизнь? Чего же здесь шедеврального?».

Во-первых, дорогой читатель, в центральной идее, которая красной линией изящно продевается сквозь сюжет иглой нарратива — о любви и ненависти к такой сложной и неприятной вещи, как жизнь. Жизнь бьёт Пользу, швыряет в него камни, ворует его одежду, обманывает его, насилует, периодически толкает на самоубийство; она страшная, чёрная, блеклая, бесцельная — но всё равно Польза доволен существованием из-за тех исключительных моментов счастья, что оно дарит. И давайте тактично умолчим, что в данном случае это счастье дарят наркотики — это же неважно, важен результат, а результат, если присмотреться, очень жизнеутверждающий.

Во-вторых, в визуальной стороне, связывающей экспрессивные художества самого Ману, представляющие из себя любопытную смесь франко-бельгийского стиля и определённой доли реализма с рисунками его собственных малолетних детей, отвечающих за сиквенсы галлюцинаций. Сказать, что итоговый результат впечатляет даже намётанный глаз, значит не сказать ничего. Каждую вторую страницу обычного повествования и каждую наркотических видений впору без стыда вывешивать в какой-нибудь там околохудожественной галерее — соберёт ведь вокруг себя могучую кучку эстетов, ценителей и прочих страждущих по нехватке прекрасного.

И, наконец, в-третьих, в качественной драме, без купюр. «Blast» — во многом очень автобиографический роман Ману Ларсене, автора остроумных сатирических комиксов, по собственному признанию, страдающего биполярным аффективным расстройством. Через г-на Манчини и его злоключения Эммануэль поднимает мучающие его и, заодно, мыслящую диаспору человечества экзистенциональные вопросы, однозначных ответов на которые в лучшем случае нет. В худшем — ответы есть, но они убивают волю и стремление к жизни. Через Манчини — одновременно аватар и проводник Ларсене в кафкианских глубинах собственной пуруши, француз создаёт партитуру жизни человека разумного, задающегося извечными вопросами, рождаемыми расширяющимся сознанием: «Есть ли спасение от внутренней пустоты и безысходности жизни? Нужно ли мне общество? Может ли свобода принести освобождение?». Нет, нет и нет. Да, да и да.

«Взрыв» войдёт в десятки топов и рекомендаций, станет культовым. По «Взрыву» обязательно снимут фильм, а может, и не один. «Взрыв» будут любить, «Взрыв» будут не понимать и ненавидеть, но едва ли кто-нибудь решит поспорить с тем, что magnum opus Ману Ларсене это величественная ода/панихида человеку мыслящему, неподчинимая ни одному оценочному шаблону, как и лысый мастодонт, меланхолично смотрящий на вас из-за стола своими маленькими хитрыми глазками.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34491 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33436 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26738 103