RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #02: Head Lopper

22.09.2016, 12:30 — Евгений Еронин 3932 5

Этот комикс значительно проще предыдущего. Поэтому писать про него значительно сложнее.

Когда Стас назвал Head Lopper, я посмотрел на обложки и предположил: это, наверное, немногословный экшен про мужика, убивающего монстров? Стас сразу сказал, что не совсем так, и описал Head Lopper ещё парой способов: «разухабистый фэнтези с миньола-стайл рисунком, приправленный чёрным юмором», «бадди-роуд-муви». А потом согласился, что да, в принципе, там немногословный мужик убивает монстров. Почему бы и нет?

В комиксе Эндрю Маклина где-то под 250 страниц, и ни одна не потрачена впустую. При этом сюжет нехитрый. Есть огромный седой бородач по прозвищу Head Lopper (он предпочитает, чтобы его звали просто Норгал), отрубающий монстрам головы за вознаграждение. И людям помогает, и на жизнь хватает. Норгал повсюду таскает с собой отрубленную когда-то голову ведьмы. Она живая и никогда не затыкается, у них с Норгалом отношения натянутые: он её убил, но она не умерла, поэтому лучше не отпускать, а ведьме... ну, можно догадаться, что она должна чувствовать. Ведьма очень вредная и хитрая, Норгал очень суровый. У него большой меч. Монстры все тоже большие.

В общем, сюжет. Если описать завязку, то, по сути, выдашь всё действие на четыре главы вперёд. Поэтому моя задача — не столько выгодно его подать, сколько объяснить, почему простота фэнтезийной истории не должна вас волновать. Если обобщить, то к Норгалу обращаются за помощью, и он отправляется на миссию.

Head Lopper — идеальный комикс для тех, кому, может, и нравится идея фэнтези как вещи, которая существует, но найти жанру место в своём сердце никак не удаётся. Я и сам из таких. Мне может стать в какой-то момент интересно, но, чтобы это произошло, нужно начать и продолжить читать книгу, и все проблемы и ментальные блоки стоят уже на этом этапе. Произведение должно изначально заявить себя как нетипичное хоть в чём-то, как те же «Престолы» (при всём этом я прочитал 10 книг «Хроник Амбера» AND LIKED IT). Или быть комиксом. С этого места будет легко уйти в отдельную статью про то, что формат комикса идеален для открытия новых жанров, но мы про фэнтези, так что давайте конкретно про фэнтези: в комиксах вроде Head Lopper, которые можно найти в каталогах издательств вроде Image и Boom!, вы получаете всё то, что считаете крутым (битвы на мечах, необычные монстры, большой и красивый мир, эффектная магия) за вычетом всего, на чём строится углублённое увлечение предметом, — здесь нет подробного описания стран, народов и их традиций, а гномы не поют песни у костра. Только базовые элементы — на большом и красивом поле происходит битва на мечах, в которой участвуют необычные монстры, и применяется эффектная магия. Маклин не создаёт мир, вокруг которого можно строить фандом (по крайней мере, на момент первой мини-серии, про которую я сейчас пишу), он просто развлекается. Поэтому комикс идеален для пробы жанра — для создания комикса авторам не нужно что-то долго продумывать и прописывать, им часто достаточно взять одну-единственную идею и красиво её показать. И это будет успех.

Что наконец подводит нас к истинной ценности Head Lopper и таланту Маклина.

Вам и без меня заботливо сообщат на обложке зарубежные профессионалы вроде Джонатана Хикмана (и в переписке отечественные эксперты вроде Шаргородского), что это, грубо и не очень говоря, Orc Stain, нарисованный Миньолой. У зарубежных профессионалов такие определения от зубов отскакивают, ведь комиксы только так и продают, но в банальности правда — Маклин и сам повсюду признаётся в любви создателю Хэллбоя. Но в его работах нет абсолютно слепого копирования, лишь любовь к Миньоле как к рассказчику и принятие его сторителлинга как единственного возможного идеала. Красит Маклин так, как Миньолу никому не придёт в голову красить, да и дизайны у него тоже более мангафицированные, как у того же автора Orc Stain Джеймса Стокои. Так что он уже в начале карьеры создаёт собственный путь. Однако в первом же выпуске Head Lopper, в первой же сцене, Маклину удалось соорудить самую миньоловскую страницу, нарисованную не Миньолой. Её даже хочется разобрать отдельно.

Даже не знаю, нужен ли тут вообще контекст, всё понятно и так, эта страница прекрасно работает сама по себе. Для меня её восприятие делится ровно пополам: первые три кадра и вторые три кадра. По их размеру и расположению видно, как хорошо Маклин научился экономить место, не теряя в эффектности и прозрачности — ведь легко нашинковать и уплотнить так, что потом ни фига не понятно, сколько не перечитывай. Итак, на первой тройке показано действие: Норгал запрыгивает в пасть монстру, терроризирующему корабль. Мы видим Норгала, его статную героическую фигуру во всей красе; далее видим, как он влетает в раскрытую пасть монстра, — Норгал уже невероятно мал по сравнению с драконом, с трудом помещающимся в кадр. Главный кадр из этой серии — третий, а именно то, как он обрезан. 19 художников из 20 подняли бы камеру ровно на полкадра выше, показав, как у монстра захлопывается рот, а кадр бы обрезали в районе его шеи. Маклин поступил оригинальнее, убрав окончание за пределы рамки. И обрезал даже звук, чтобы мы уж точно поняли, что это не экономия, а именно режиссура.

Опять же, с этими приёмчиками можно заиграться и добиться того, что страница состоит из серии разрозненных фреймов, которые нельзя прочитать в определённом порядке, — там крупный план, тут общий, здесь отвлечённый наезд на сидящую рядом птичку, а тут череп. Потому что если имитировать Миньолу, то надо обязательно врисовать куда-нибудь череп, желательно ехидный. И да, черепа у Маклина будут, но потом, и не просто так, здесь же он выстроил ещё и чёткую композицию, подстроенную под движение взгляда читателя: Норгал прыгает на нас, влетает вслед за нами вправо в рот дракона, и мы опускаемся вниз прямо по его огромной шее. Ничего не упущено!

А затем идёт вторая тройка. Два из трёх кадров — это те самые классические миньоловские панельки, драматично расставленные по странице и часто имеющие скорее декоративный характер (не то чтобы я говорил, что это плохо!). Маклин и им находит более традиционное применение, — вместо привычной точки с запятой у него они становятся запятой и тире, подводящими к кульминации. Первый кадр с тихим пролётом птиц по утреннему небу заметно крупнее других и выступает в качестве долгой паузы. У получивших классическое образование художников (т.е. у тех, кто читал все очевидные книжки) паузу принято выражать, расширяя расстояние между кадрами. Маклин решил не отрицать этот приём полностью, но применил его в другом месте — посмотрите, как драматично в первой тройке летит Норгал, его прыжок показан в замедленной съёмке.

Итак, небо и птички, далее ещё небольшая отбивка с планом башни — а потом, самым мелким кадриком, поворотный момент. Для которого много места не надо, достаточно показать кожу дракона и меч — вы ведь и так всё поняли и уже угадали, что произойдёт на следующей странице. Показывать не буду, прочитаете.

По тому, с каким упоением Маклин рисует битвы, как много времени уделяет процессу безмолвного действия, можно сделать вывод, что он в принципе и не фэнтези делает, а работает именно в жанре экшена. Вот что ему интересно в первую очередь — достойно поговорить на языке, созданном его кумирами, а заодно и попробовать сказать на нём что-то новое, ведь наглость для молодого художника второе счастье.

Что ж, поговорили об искусстве комикса, теперь давайте, как водится, пару абзацев уделим феминизму.

Я бы не стал даже поднимать тему репрезентации женских персонажей в истории подобного рода, если бы Маклин сам не решил сделать нечто остроумное посреди сюжета. Посудите сами, Head Lopper — квест героя-одиночки, ладно бы он команду собирал, тогда можно было бы выписать свою Рыжую Соню. Здесь же имеются две заметных женщины — ведьма (персонаж второй по важности, но чаще больше отвечающий за юмор) и вдова короля (просто вдова с ребёнком, которая появляется только чтобы выполнять сюжетные функции, яркого характера и собственной линии не имеет). Это нормально, это такая история. Всякие бывают истории, и нордическим сюжетам про Норгалов и отрубание голов огромным монстрам не нужно за что-то оправдываться: прежде чем ты попробуешь начать анализировать устройство мира и делать выводы о взглядах автора, диалоги кончатся, и стартует очередная красивая экшен-сцена страниц на двадцать. Так что не тот случай. От того труднее пройти мимо забавного поворота в третьей главе.

Норгал попадает в плен к лесным барабашкам-культистам, которые незамедлительно хотят принести его в жертву. Оказывается, что до этого они уже поймали воительницу по имени Жаания — судя по тёмной коже, вообще пришедшую из дальних краёв. Вместе им удаётся спастись прямо во время ритуала (она освобождается от пут раньше, если вам это важно), после чего воительница без особых церемоний идёт дальше по своим делам. Она говорит буквально следующее: «I was on my own adventure before being brought here against my will! I Pick up where I was interrupted!» То есть Маклин обставил всё так, что Жаания — не просто эпизодический персонаж, а главный герой собственной истории, которая совершенно случайно сошлась в одной точке с историей Хэд Лоппера. Своего комикса у неё нет, что, с одной стороны, обидно (персонаж крутой!), а с другой правильно — работает на идею. Жаания не становится боевой подругой, не привязана к какому-то сюжетному повороту, она просто принимает участие в одном эпизоде, после чего уходит по своим делам. Для комикса, который много в чём много на что похож, это в особенности уникальный ход. (И, раз уж я тяну эту тему, в заключение скажу, что Маклин всё же соблюдает мировой баланс, и у него есть комикс про экшен-героя женского пола, ApocalyptiGirl, так что ему можно.)

В общем, что притворствовать, я, как белый гетеросексуальный мужчина, часто могу быть слеп и принимать многие вещи как данность, и не мне за что-то адвокатировать, но мой мозг достаточно раскрыт, чтобы видеть креативное мышление в мелочах. И если вижу, то указываю.

Возвращаясь к оценке комикса, а не его места в бесконечном глобальном дискурсе, — я знаю, что эта проблема никак не связана с объективной оценкой произведения, но раз уж нам снова выпало здесь встретиться, завершу свою главную мысль: уровень моей толерантности к жанру и его конкретным представителям, переходящей в увлечение, а затем в любовь, в основном зависит от ответа на простой вопрос: хотел бы я жить в этом мире? Про фэнтези в целом и даже Head Lopper в частности я уверенно отвечу, что нет. Но чем мне нравятся комиксы вроде Head Lopper: они и не пытаются переубедить и расположить к культуре, которую на себя примеряют, они думают только о себе. Эндрю Маклин не думает о драконах, о королевах, о странах, о запутанных и долгоиграющих сюжетах — он в первую очередь думает о том, как бы сделать комикс, прочитав который, кому-нибудь так же сильно захотелось нарисовать свой, как в своё время захотелось Маклину после Миньолы. И делает.

Не сомневаюсь, что, если Маклину это будет нужно, он и мир проработает подробнее и сюжет пропишет более закрученным, — но сейчас у него есть комиксы вроде Head Lopper, и они всегда будут нужны этому миру. Хотя бы таким, как я.

Найти Head Lopper проще простого.

Для тех, кто хочет просто «попробовать» серию на вкус, есть цифровые выпуски, изданные самим Маклином. Там два номера стандартного размера, которые в дальнейшем составили 2/3 первого номера от Image. Сама мини (первый том) в цифре доступна здесь.

Что касается трейда, то он выйдет уже через пару недель (5 октября). В цифре забрать можно будет все с того-же Comixology. Печатная же версия будет доступна во всех интернет-магазинах, в которых вы закупаетесь. А если хочется прям пред-заказать, то вам на Amazon. В трейде, к слову, будет дополнительный эпилог, так что если не хотите ничего не упустить и при этом сэкономить, то лучше брать сразу его.

Ещё много интересного
21.06.2017, 12:00 — Антон Иванов
У Антона к вам очень серьезный разговор.
1667 13
22.06.2017, 12:00 — Евгений Еронин
Сегодня в «лучшей рубрике о комиксах» страшный «детский» комикс от фламандского картуниста Брехта Эвенса.
1069 5
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
15557 271