RSS
Рекомендуем

Артем Габрелянов - о русских супергероях, "Пантеоне", и недостатках "Хранителей"

26.11.2012, 17:18 — Иван Чернявский 6551 0
Этой осенью, как известно, в России появились свои супергерои - издательство Bubble, которым руководит Артем Габрелянов, запустило четыре ежемесячных серии про Майора Грома, Инока, Бесобоя и Красную Фурию. Когда Спайдермедия познакомилась с первыми изданиями Bubble, развернулась захватывающая дискуссия, которая привела к интересному результату - и мы договорились, будучи площадкой демократичной, дать Артему слово на нашем сайте. Постепенно, запланированное интервью превратилось в сразу два: первое, посвященное вопросам шовинизма, толерантности, оппозиции и вообще объясняющее, почему Артем за это взялся, вышло на сайте "Афиши" на прошлой неделе. Второе, задуманное, как возможность выступить перед публикой более близко знакомой с комиксами - вашему вниманию прямо сейчас.
Когда было принято решение сделать первый, юмористический Bubble? Это было в мае 2011-го, по-моему. Или в марте. Между запуском первого номера и разговором с инвестором и поиском людей - месяца три. Я понимаю, это глупо звучит, Тодд МакФарлан два года комикс Haunt готовил. Но у нас такое время, что надо быстро действовать. Отчасти, этим обусловлены какие-то непонятные вещи, неувязки - у нас не было столько времени, сколько у маститых комиксистов, которые все тщательно делают и выверяют, фокус-группы проводят. У нас ни одной фокус-группы не было. Не знаю, надо ли это делать в России? Все, кого спросишь, скажут: “На хрен комиксы”. Почему тот журнал закрыли? Чувство юмора у всех разное. А взрывы, девушки и все остальное нравятся гораздо большему кругу людей, чем определенное чувство юмора. Кому-то Монти Пайтон нравится, кому-то Джордж Карлин, никого нельзя осуждать. Но если делить, то всем нравятся фильмы; кому-то нравятся боевики. Из этих людей кто-то предпочитает юмористические боевики, кому-то только боевики-хорроры. Поэтому мы решили взять максимально глубоко и делать просто боевики. На юмор мы будем закладываться в меньших объемах. Отзывы были либо в духе “да вы вообще охренели, что вы пишете”, либо восторженные. Хотелось меньше плохого слышать. Параллельно мы их развивать не будем - нет столько сил. Да и я бы умер - редактировать четыре комикса и большой пятый - не потяну. У вас темп - страница в день? Да, контур в день, другой человек цвет добавляет, как обычно. Нет момента нанесения туши - я пытался приучить наших художников, чтобы они рисовали главный рисунок в карандаше, но они не поняли. Мол, что я это я буду рисовать, а кто-то будет обводить мой рисунок. Пока они вроде справляются и сразу в туши делают. А сценаристы откуда взялись? Так же, как и художники. Искал сам. Один сценарист у нас, Женька Федотов, он издал уже книжку комиксов “Кошки-мышки”. Он очень прикольно придумывает все, у него сейчас больше какие-то концепты, а не стрипы, как раньше. Верно ли, что тот, кто сделал продаваемый продукт, тот и победитель, тот объективно сделал лучше? Вот, например, человек, который снимает “Самого лучшего Карлссона”, и прочие хиты проката, так считает... Мне сложно говорить, я ни одного его фильма не видел. Ну или возьмем к примеру Майкла Бэя... Я обожаю Майкла Бэя. И “Трансформеров”? “Трансформеры” слишком глупые, мне больше “Плохие парни” нравятся. Я бы так сказал. Это победа в бокс-офисе. Кто-то думает, что если ему дали “Оскара”, он победил. А “Оскара” дает какая-то узкая прослойка интеллигентов из хороших еврейских семей. Есть такое общее мнение, что если ты снял фильм про Холокост, тебе сразу “Оскара” дадут. Я думаю, это решается по совокупности. По рецензиям критиков, по кассовым сборам, по кассовым сборам, по комментариям коллег - все вместе дает предположить, что ты, возможно делаешь хорошо. У меня нет мысли, что раз мы продали 80% тиража, то мы выиграли. Это абсолютно не так, у меня нет головокружений от успехов, как писал Сталин. Продажи превзошли ваши ожидания или вы примерно на это и рассчитывали? К примеру, тираж из автоматов в метро разошелся на 70%. Это однозначно превзошло ожидания. В лучшие месяцы существования журнала Bubble, мы продавали где-то 50%, где-то пять тысяч. А сейчас по шесть-семь. И это первый номер - а тот выходил почти год. Как получается такая низкая цена? У нас бумага сама по себе дешевая. Не знаю, что там закладывал “Белый Единорог”, у которого комиксы по 100 рублей примерно стоят, они что, на золоте печатали? У нас нет такого, что мы в минус уходим. У нас скидки в типографии, бумага не то чтобы сверхдорогая. Нам в первую очередь надо захватить рынок и сделать эти образы популярными. У меня нет такого, что надо быстро нахватать бабосов и свалить на яхте, я на долгую перспективу рассчитываю. С нового номера “Фурии” начнется реклама, в наших комиксах. Многие жалуются,что страниц чистого сюжета во вторых выпусках стало меньше - но люди не выдержат рисовать 32 страницы в месяц, они сдохнут просто. Норма - 20-24. Художники будут меняться? Да, я планирую раз в полгода менять художников, кидать их на другие проекты, чтобы не надоело. Будем смотреть, когда сюжет закончится текущий, тогда поменяем. Сколько народу работает непосредственно над комиксами, если не считать рекламщиков, отдел продаж, и т.д.? Один корректор на все комиксы, я с Женей почти везде сценаристы, мы это редактируем, один колорист, один художник на каждый комикс - все. Гораздо меньше, чем в Marvel - я открываю “поминальник”, у них там отдельно кто-то шрифты делает, отдельно люди какие-то редактируют, отдельно исполнительный продюсер... Зачем столько людей? А зачем тогда объявление о поиске новых авторов в середине комикса? Ну мы же расширяться хотим. У нас в сентябре, скорее всего, будет еще две серии. И вообще сценаристы не помешают. У нас, к примеру, январский номер будет необычный. В каждом выпуске будет две истории, и для этого нужно в два раза больше сочинять. Например, в “Бесобое” будет один сюжет про Бесобоя и один про бесенка Шмыга.
Почему вообще вы выбрали ежемесячную форму? Надо все время поднимать шумиху, чтобы люди все время ждали. Раз в полгода выпускать сборники толстые - ну мы не европейцы, у нас этого нет. Может быть, через пять лет, когда будет у нас культура комиксов и люди будут готовы ждать дольше, что-то будет. Сейчас надо каждую неделю что-то делать. Нам люди пишут “ааа, сволочи, уже понедельник, а комикса нет!”. Очень важно привить людям понятие о том, что комиксы раз в неделю будет выходить. Российские издатели Marvel могут себе позволить издавать комиксы два раза в месяц, потому что у них есть материал, а нам же надо рисовать. Лично мне, например, легче сдавать комикс раз в неделю, чем четыре одновременно. Почему всех четверых персонажей раскручивают, как супергероев, хотя, в сущности, “Майор Гром” - детективный комикс, а “Красная Фурия” - шпионский, приключенческий? Просто очень хорошее слово, “супергерой”. Я не боюсь, что оно вызывает ассоциации с какими-то стереотипами. Не страшно, что вместо того, чтобы говорить “фу, комиксы - это про Человека-Паука, не буду читать”, начнут говорить, “фу, комиксы - это же про Бесобоя”? Ну если они так начнут говорить, значит, они знают персонажа, уже хорошо. Вернемся к оппозиции. Насколько я помню, юмористический Bubble содержал в себе политический юмор, и у меня сложилось ощущение, что там шутили не над всеми. А над кем хочешь, чтоб там шутили? Не знаю, над Путиным, Медведевым. Там есть такое. Был комикс про то, что ученые из Сколково изобрели машину времени, слетали в 2020 год, и вернулись обратно; захлопывается машина времени, к ним подходит чиновник и говорит: “Ну че, уроды, опять вы там деньги проедаете”. А ему отвечают, нет, мол, не проедаем, смотрите, мы забрали с собой кучу разных данных, доказательств того, что это точно 2020 год! Смотрите, новая брошюра АвтоВАЗа - АвтоВАЗ сравняется в этом году по мировым показателям, мы будем лучше всех! Чиновник достает такую же за 2012 год, и говорит, у меня такая же есть, че вы гоните. Дальше там это повторяется, и в конце они говорят: смотрите, у нас есть газета, Путин - президент! А он отвечает - да вы что, издеваетесь, что ли? В 2020-м Путин - президент? Ну и все такое. Ты сидишь и отслеживаешь сам все отзывы в интернете, или пресс-служба присылает? Не, какая пресс-служба. Я сам себе пресс-служба. Я все читаю. Я даже “Двач” читаю - не пишу там, правда, но читаю. Интересно, что люди пишут. Меня жутко бесит... Вернее, не бесит, а удивляет, что там сканы прямо в день выхода журнала выкладывают. Бороться не пробовали? Зачем? Ну если захотеть, то можно побороться. Или это тоже популяризация? Во-первых, да. Пока у нас нет продажи электронных версий. Во-вторых, у нашей юридической службы гораздо больше серьезных проблем, чем жучить каких-то ребят. Всякие иски от звезд - я их не хочу дергать. Вы входите в медиа-империю, но, при этом, как будто, не пользуетесь всеми благами. Распространение только по Москве и Питеру - почему так? Большие компании могут брать заказ в каком-нибудь Ростове, если тираж большой. Никто не будет везти 100 экземпляров. Мы не можем повезти в Ростов 5000 экземпляров, потому что не знаем, сколько продастся. Когда у нас пойдут продажи, мы будем развозить комиксы по другим городам и регионам, а сейчас пока только мелкие магазины комиксов на себя берут по 50 по 100 номеров. Ощупываем почву. Нет смысла сейчас разоряться на экспедиторство, пока мы не знаем, как пойдет в регионах - до них вообще ведь все попозже доходит. Сколько времени вы планировали работать над юмористическим журналом, когда его запускали? Год-полтора где-то. Получается, раз он выходил 9 месяцев, план не был выполнен? Ну мы просто не дошли до этого. Мы еще до завершения плана решили сделать небольшой крен и сменить стратегию. Она вроде себя окупила, мне кажется. А сейчас план есть? Да, мне сказали - “Артем, год-полтора продержишься, если будешь издавать комиксы - все, ты выиграл.” Ну, пока два месяца прошло, полет нормальный. Права на персонажей принадлежат издательству или сценаристам? Все принадлежит издательству “Ньюсмедиа”. Грубо говоря, через 50 лет всех нас не станет, и они будут издаваться дальше? Да, но я не хочу так грустно об этом думать. Через 80, по крайней мере.
Ты говорил, что будут не только трейды, но и хардкаверы. Как ты убедишь нашего читателя покупать одно и то же в разных вариантах? А там не будет одно и тоже. В хардкаверах будет больше страниц, дополнительных материалов. Мы хотим даже выпускать какие-то мини-фанатские штуки для хардов. Например, в “Бесобоя” запихнуть его солдатский жетон. Стринги Красной Фурии. (смеется). Сейчас план такой, что читатель должен покупать все комиксы сразу, в идеале? Идеально, чтобы читатель покупал по десять экземпляров каждого комикса. У нас такой есть, кстати один клиент. Просто та история про дублирующийся сценарный замысел в “Бесобое” и “Громе” предполагает, что человек покупает сразу все четыре. Но те же Marvel явно не предполагают, что человек берет все-все-все, в девяностые так было, сейчас уже нет. Ну у них столько историй, что чтобы все покупать, нужно быть самим Стэном Ли. Я, например, стабильно покупаю Дедпула, Паука, еще пару комиксов - вот мои четыре комикса, которые я беру. Когда у нас будет больше, у кого-то будет что-то отпадать. Кто-то будет что-то другое брать. Пока есть четыре, идеально, чтобы все четыре брали. Можно ведь стимулировать - делать какие-то кроссоверы, и так далее. Я хотел сделать, как в Before Watchmen, когда они разбили историю про шхуну на пять или сколько там комиксов ежемесячных. По две страницы на комикс - если ты хочешь ее всю собрать, тебе надо вообще все серии покупать. Но это же вызывает жесткую критику, выбивание денег - за что все эти кроссоверы сильнее всего не любят. Мне то же самое сказали, поэтому я отказался. А, кстати, что ты думаешь про Before Watchmen? Ну... Блин... Первая книжка лучше была. Я, скорее, про нравственную сторону вопроса. Какая нравственная сторона вопроса? Это то же самое, как с Лукасом. “Ааа, Лукас продал нас, мы ему верили!”. Чуваки, было понятно, что это бизнес, уже со второго фильма, о чем вы говорите. Нет такого, что человек ради вас старается делать какие-то вещи, только на благо фанатов, это не так абсолютно. Все думают в первую очередь о деньгах, мы живем в капиталистическом мире. Что до Алана Мура, то я считаю, надо было контракт внимательнее читать, когда подписывал. Но он тогда и не мог по-другому. У меня то же самое. Все права на персонажей не принадлежат мне. Сами приквелы оправданы по качеству в итоге? Я читал два, мне понравилось. Комедиант понравился, хоть он там без экшна, по мелочи. И “Филина” я читал. Ты вообще как думаешь, как сценарист, нужны все эти бесконечные приквелы, сиквелы?.. Мне было очень интересно, что у них там вообще было, у этих “минутмэнов”. Мне казалось, что по ним в самой истории “Хранителей” дали жестоко мало информации. Про этого, Доллар Билла, которого застрелили с этими крутящимися дверьми. Мне это было дико интересно - что они делали, как они перешивали свои костюмы, как Комедиант попал в какую-то передрягу, что он свой костюм переделал. Это же все так интересно - почему бы на это не посмотреть? Ты против недосказанности? Да, мне интересно. Другое дело, что они могут так все это подать, что мне будет неинтересно смотреть, но сама идея... Просто сами комиксы предполагают, что ты достраиваешь часть действия - например, то, что происходит между панелями. То есть, Алан Мур предполагал, что ты сам додумаешь остальное - а здесь за тебя это делают дяденьки какие-то. Например, никто почему-то до сих пор не спросил, как Бесобой и Шмыг начали вместе работать. Я думаю, что если написать отдельную историю, как у них все начиналось - это будет интересно всем. У “Хранителей” это скорее не недосказанность была, а проброс такой небольшой. Слишком мало информации. Вся информация только из газетных вырезок и рассказов первого Ночного Филина. Лично мне мало. Я с энтузиазмом воспринял, особенно историю про Роршарха. Ты говорил, что не понимаешь, как можно адеквато сочинять комикс про нескольких персонажей сразу и при этом обещаешь, что герои Bubble пересекутся - зачем? Ты читал “Три мушкетера”? Там они все равноценные? Там Д’Артаньян очевидно главный. То же самое - с Фантастической Четверкой, Рид Ричардс тянет на себя одеяло. Не бывает такого. У комикса - 24 страницы, если ты делаешь про всех одинаковое количество времени, у тебя получается по шесть страниц на героя. Это невозможно - всегда будет один герой, который тянет за собой весь сюжет, который лидер, и так далее. Я постараюсь их соединять друг с другом хотя бы по двое, скоре тим-ап. Мне совершенно не нравится “Гражданская война”, потому что там опять все на задворках. Там есть Железный Человек и есть Капитан Америка, а все остальные - проброс, где-то сзади идут. Максимум - Человек-Паук на два выпуска появляется и Каратель. Как ты думаешь, почему они тай-ины выпускают? Они не могут все запихнуть в один кроссовер. Fear Itself - то же самое. Там Железный Человек говорит, мол во Франции была такая жопа, я сблевал в костюм, было отвратительно. Я лезу смотреть - оказывается, целая книжка была про то, как он дерется в Париже с каким-то из этих чуваков. Невозможно все запихнуть в одну книгу. Есть такая твоя реплика: “В той же «Красной Фурии» есть пять персонажей, они очень неравномерно распределены, и меня это жутко бесит” - кто их распределял тогда? Кто тебя взбесил? Я. Меня бесит моя собственная беспомощность, потому что я не могу дать равное количество времени разным персонажам. Но я и не должен, потому что у нас есть Красная Фурия, а остальные - так, помощники, сайдкики.
А зачем вообще строить общую вселенную? Лучше это делать сейчас, чем тот ужас, который происходит у DC и у Marvel. Они же, как я понимаю, не планировали изначально общую вселенную. Они не думали, что у них в одном и том же мире будет летать Зеленый Фонарь, там Бэтмен, тут Супермен, там Чудо-Женщина, еще сбоку где-то Киборг. А они все это пытаются умять, чтобы было интересно. Я же хочу разработать набор правил для нашего мира, какую-то символику, чтобы потом не было косяков. Почему вообще Тор, скандинавский бог, машет американским флагом? Я, к примеру, хочу сделать юмористический эротический комикс, который не может существовать в рамках нашей вселенной. Там другое время, другие злодеи. Я выкрутился - я хочу напримнер, это подать в виде сериала, который будут показывать в нашей вселенной. Как было, например, с Говардом-уткой. В наших комиксах может быть вообще все - но основная вселенная - с Бесобоем, с Громом, с чертями, которые лезут, злыми людьми, которые охотятся за реликвиями. Давай закроем вопрос с Фурией - если вы в конце первого выпуска ее переодели, зачем было раскручивать ее через образ в черном, который должен был вызвать обвинения в плагиате? Ну а кто тебе сказал, что мы не преследовали этой идеи? (смеется). Мы все время хотим дразнить читателей - в хорошем смысле, не так, чтобы писать “вы уроды”. А, во-вторых, девушка лучше ворует ночью в черном латексном костюме, не в красном. Что же до того, что она рыжая, то тут все очень просто. Наш художник очень любит сериал “Светлячок”, и он позаимствовал образ рыжей девочки с большой грудью оттуда. Он совершенно не ожидал, что будут про Вдову говорить. Почти все комиксы в России исходят от рисунка, хотя на самом деле во всем мире они скорее исходят от сценария. Что с этим делать, это влияет на восприятие комиксов ведь? Для людей это, прежде всего, картинки, а не сюжеты. Опять же, смотри, Sandman отвратительно продается в России, насколько я знаю. Но там же были допечатки двух первых томов. Впрочем, у нас все плохо продается. Я считаю, это основано на графике. Я считаю, что она там не предназначена для массового потребления. У нас так человек устроен, что хочет, что в комиксе должно быть прекрасно все - и картинка и текст. Если картинка чуть-чуть от рамок отходит... У нас даже “Инока” ругают за то, что он непохож на комикс, хотя мы чуть-чуть отошли от общепринятых канонов. Что говорить о других комиксах? Тот же самый “Люцифер” - он еще хуже. Тут надо считаться с рынком, играть по его правилам и давать человеку ту картинку, которую он хочет получить. Я имел в виду, что русские комиксисты в основном учат рисовать, все эти мастер-классы... Ой, на меня сейчас обозлилось очень много комиксистов таких старых. Я сначала не понимал, почему это происходит, а потом понял. Они все поняли, что их время ушло, и с тем уровнем, что у них есть, они в вагон не запрыгнут уже. Есть какие-то профессионалы типа Комардина, Ткаленко - они могут хороший материал выдавать. Другие - нет. И их не позовут. Они прекрасно это понимают и злятся от этого. И все, что им остается - давать унылые мастер-классы. Те, кого ты назвал, грубо говоря, рисуют карикатуры в глянец. Ты не видел комиксы Ткаленко? У него очень хорошие - “Стерва”, например. А, “Стерва”? Которая вышла несколько лет назад и продолжения не предвидится? Мне вот, например, нравится Богдан, но у него та же ситуация - нарисовал одну книжку и дальше ничего не выйдет. Все выйдет! Нужно просто работать с нами! (смеется) Основная масса этих художников. которые ныли, что в России комикс никому не нужен, что рынка нет - когда они поняли, что рынок есть и они в этот рынок не попадают, тут уже начались обидки. Художники у нас называют друг друга “тонко чувствующая дрянь”. Мне, к примеру, люди на форуме говорят: “Ну да, конечно, комиксы у вас нормальные, но вы сравните, как рисует Джим Ли”. Ребят, ну вы издеваетесь? Джим Ли зарабатывает себе этим на жизнь 30 лет подряд. У нас художники начали рисовать чуть ли не полтора года назад. “Ну да, ну да” - при этом, сами тратят на страницу по четыре, по пять дней. Вас почему-то все время вспоминают вместе с “Белым Единорогом”. Ты держал их издания в руках? Что можешь сказать? Да, держал. Мне не очень понравилось, что авторы “Пантеона” приступили к собственному миру, не проработав всех деталей его. Я тебе так скажу - мы сейчас делаем нашу вселенную, и она чуть-чуть - чуть-чуть - отличается от настоящей. У нас те же законы гравитации, еще что-то - и все равно, надо перелопатить кучу информации, делать кучу концептов. А тут авторы сразу сделали альтернативную историю. У них говорится, что Америку не открыли - а электричество изобрел Томас Эдисон, насколько я знаю [вероятно, Артем имел в виду Бенджамина Франклина - прим. SpiderMedia]. Почему у них тогда есть электричество? Там очень много такого. Я считаю, что более детально надо было подходить к проработке мира. А так - не знаю, почему-то это издательство меня не очень любит. Я сегодня зашел, почитал на “дваче” тему - там какой-то парень написал автору “Пантеона” какую-то фигню, и Соседов подумал, что это я написал и начал на меня гнать, вот, твой папенька, то-се. Я сижу, угораю, думаю - чувак, вот тебе больше делать нечего, с непонятно кем, с каким-то анонимом переписываться. Может это и хорошо, что при каждом удобном случае хотят уколоть, может, чувствуют какую-то силу. Бог им судья, я нигде плохого слова про них не говорил. По сюжету непонятно пока, один выпуск же только вышел. Я очень хочу, чтобы много хороших комиксов в России было и они все были разные. Мне нравится графика в “Пантеоне”, новые страницы, которые они показали. Теоретически, если бы они пришли к тебе с идеей какой-то? Стал бы ты думать над сотрудничеством? Художника я бы однозначно перекупил.
Как ты к манге относишься? Я в детстве “Сейлормун” смотрел - считается? Это я к теме заимствований - у меня было ощущение, что ряд четких образов из японской культуры взят. Например, Бесобой немножко похож на “Хеллсинг”, где тоже постоянно крупно пистолет в кадре. Вот вообще не смотрел, ни одной серии. Единственное, что у нас художник “Грома” любит аниме - ну это видно по его стилистике. Может, оттуда, кстати, большие груди произрастают. А Чумной Доктор, например, похож на главного злодея “Тетради смерти”. Ты знаешь, я вообще не удивлен тому, что у нас в каждом слове находят какое-то заимствование. Глупо говорить в свое оправдание, что нот всего семь. Блин, уже все придумано до нас. Мы делаем свою историю, стараясь максимально быть непохожими на всех других. Мы и так далеко ушли от изначальных образов, которые у нас были, а то все время кто-то говорил: “Да нет, это Спаун”, и так далее. Мы похожи чуть-чуть на всех и непохожи ни на кого. А европейские комиксы отслеживаешь? Мне ужасно не нравится компоновка кадров. Она у них очень примитивная, одни квадраты - жутко выбешивает. Мне очень нравится Sky Doll. Хотя он больше на американщи тянет. Вот недавно еще купил эротический комикс Hot Charlotte - он, правда, на французском, я там ничего не понимаю, но картинки забавные. А вообще я офигел, у них в Париже есть целая улица, посвященная комиксам, магазинов восемь или девять. Прямо конкретно - один магазин под мангу, другой под американские, один под европейские. Очень много всего, очень приятно ходить. Я думаю, у нас когда-нибудь тоже такое будет. Ты знаешь про инициативу Comixology, разрешивших заливать в свою базу новые комиксы независимым авторам? Да, но я думаю, ничем хорошим это не кончится. Профессионалы только могут хорошие комиксы делать, все остальное - на любительском уровне. Есть же инди комиксы, у которых нет поддержки крупных издателей. Что для тебя - профессионал? Тот, кто получил большой контракт? Тот, кто достаточно давно работает, работает за деньги и не лажает по срокам. Ну вот смотри, к примеру Haunt, который рисовал художник Грег Капулло. Его DC перекупили чуть ли не через шесть выпусков. Они увидели, что художник крутой. Человек будет оставаться инди-комиксистом очень недолго, если он действительно талантливый. А Брайан Ли O’Мэлли, который “Пилигрима” нарисовал? Он кто тогда? Ну вон, он “Мстителей” нарисовал. Только обложку. Так-то он остается с ONI Press, у которых особенно нет больше хитов. Там стилистика не очень Marvel подходит. Максимум, что может себе Marvel сейчас позволить - это Умберто Рамос с его гипертрофированными головами. Так вы думали о том, чтобы перевести комиксы и представить их там в Comixology? Сейчас же, выходит, ничего не препятствует. Препятствует английский язык и менталитет. “Гром” там вообще не зайдет. Всем положить на то, что в России есть какие-то “белоленточники”. “Бесобой” зайдет, “Фурия” зайдет. “Инок” - нет. Американцы только свою историю знают военную. Они выиграли во Второй Мировой войне, понимаешь? Я, может, просто плохо думаю об американцах. Об экспорте, то есть, вообще не думали? Я считаю, что надо встать на ноги хотя бы тут. Мне было бы приятно, но действительно надо заняться чем-то одним, не разбрасываться временем. Честно, серьезно об этом не думал, дел по горло. У меня каждую неделю комиксы выходят, каждую неделю дедлайн, это просто что-то с чем-то.
Через несколько дней после интервью Bubble объявили о намерении переводить свои комиксы
А просто электронные версии будут? Со следующего месяца мы сайт открываем, там можно будет купить по дешевке, почитать прямо там. Это уронит количество продаж бумажных комиксов или поднимет? Они всегда будут продаваться, потому что это коллекционная штука. Я считаю, что до России все очень медленно доходит. Та же Comixology в российском варианте, ее российский аналог, появится лет через пять. Я знаю, что есть Narr8, но они играют с зарубежными читателями. Сейчас был фестиваль “День открытых миров” - там школьники в спортивных штанах, какой на хрен, iPad? Там какая-то бабка подошла, узнала, что футболка стоит 150 рублей - внуку хотела купить - запричитала и ушла. А тут люди хотят продавать комиксы на iPad, который стоит 15 тысяч рублей, или сколько. Реалии немного не те, мы живем в другой стране, у людей нет таких денег.
Ты согласен с выводом Спайдермедии про то, что ваши комиксы как раз не предназначены для тех, кто уже читает иностранный мейнстрим? Однзначно. Наша аудитория - это те, кто только-только открывает для себя мир комиксов с их клишированными взрывами, пафосными диалогами и всем прочим. Можно было сделать комикс для тех, кто знает все кроссоверы Marvel за последние 15 лет - но зачем, мы хотим работать на широкую аудиторию. Эта аудитория не знает воообще о комиксах. Они думают, что комиксы - это вкладыши Love Is. Мы хотим начать с малого, а потом, может быть, что-то и аудитории “Медии” перепадет. Я хочу основать рынок, комикс-индустрию, вписать имена нашей редакции в историю, как основоположников коммерческого комикса в России. Может, самоуверенно звучит, но до нас никто такую попытку никто не пытался предпринять. Просто, я так понял, что ты поклонник Дедпула, комиксов МакФарлана... Да я люблю, блин, Майкла Бэя, я такое быдло в плане развлечений, я люблю, чтобы больше взрывали, побольше голых девушек и всего прочего. Это повлияет положительно на образ комиксов в России? Ведь помимо вкладышей есть другой стереотип - что это комиксы про мускулистых парней для инфантильных людей. Ну вот наши художники-неудачники любят говорить, что Россию спасет авторский комикс. Все это - чушь. Россию спасет коммерческий комикс с хорошим рисунком, а не авторский комикс, который он рисует для себя и десяти своих друзей. Люди просто тешат себя какой-то надеждой. Только массовый комикс с понятной мотивацией героя. Комикс. который ты можешь понять, только прочитав какого-нибудь “Улисса” Джойса - это плохой комикс. Он должен быть рассчитан на массовую аудиторию. Я тебе больше скажу - у нас в первом “Бесобое” была цитата, бесенок говорит “Ну ты ваще даешь, Станиславский бы тебе дал “пять”. Мне брат говорит - ты чего, совсем с дуба рухнул? Какой Станиславский? Кто сейчас знает, кто такой Станиславский? Ну мы прошли, спросили пару подростков, они говорят - а, это футболист какой-то, наверное? Мы вставили Спилберга. Нет, не надо играть в умного человека и ожидать того, что люди, которых, допустим десять тысяч, двадцать тысяч - все твои читатели получили такой же багаж знаний, как и ты. Я, допустим, закончил журфак, я такие горы книжек перечитал, что я могу написать историю, которую поймет только филолог с высшим образованием, который все перечитал, что можно - “Братьев Карамазовых”, “Бесов”, “Улисс”, “Жену французского лейтенанта” - зачем это делать? Мы же говорим о массовом продукте. Он должен быть доступен, он должен быть основан на элементарных понятиях, доступных любому человеку - понятиях добра и зла, мести, любви. Что-то такое, что известно каждому. Но, используя эту площадку, ты ведь можешь рассказывать об этих источниках? Смотри, у меня есть маленький ребенок, ему 8 месяцев. Я не даю ему жареное мясо, стейк с кровью. Я ему даю молоко, потом кашу, потом яблоки. Надо постепенно читателя подготавливать. Постепенно развивать. Меня ругали за юмористический журнал, а мы очень многого добились с его помощью. Мы приучили какую-то основную аудиторию, базовое ядро читать комиксы. Мы научились писать сценарии, рисовать, делать раскадровки. Без старого Bubble не было бы новых журналов. Без новых журналов не будет чего-то дальше - не знаю, пока чего. Это все - эволюция. Бэтмен тоже возник из мрачного мужика, который рожи бьет в черном костюме. У него не было никаких душевных мук. Просто героя срисовали с персонажа Тень - все. У тебя есть любимый художник, сценарист? Я не буду в этом плане оригинальным - мне очень Миллар нравится. Но тебе при этом не нравится “Гражданская война”. Мне она не понравилась, потому что он ездит на этой тематике 50 лет - ну не 50, сколько он пишет, столько и ездит. У него две тематики - “всех супергероев убили” и “один супергерой мочит других”. Но, с другой стороны, ходы, которые он придумывает... Ultimates, где Капитан Америка на Халка падает с танком... [смеется] Это было вообще отлично! Мур мне тоже очень нравится, но что-то такое большое монументальное я планирую делать через пару-тройку лет. Сейчас никто не поймет, да и сам я не готов к такому просто. Буду ли я готов - узнаю через несколько лет. Еще Дэниел Вэй, который Дедпула пишет, мне очень нравится. Сейчас, правда, как-то сдулся. Художники? Мне практически все нравится, что Marvel делает. Мне нравится Рамос, Пако Медина, такие простенькие. Про самых матерых я не говорю - Бендис и все остальные. Это все тоже очень-очень круто. Я не помню, кто нарисовал Fear Itself [Стюарт Иммонен - прим. SpiderMedia] - вот у него тоже очень классная графика. Все молодцы. Скотт Кэмпбелл - я от него просто тащусь, прошу всех, чтобы рисовали похоже на Кэмпбелла. А за пределами “Большой двойки” ты что-то читаешь? На самом деле, с октября у меня жутко мало времени стало. Очень редко что-то удается почитать. Вот Haunt мы читаем всей редакцией. Это суперважный вопрос. Мы как-то раз пришли на встречу с одним очень значимым для нашей какой-никакой индустрии человеком. И он спрашивает, что у нас продается хорошо. Мы говорим - “Скотт Пилигрим”. Он спрашивает, что это такое. Мы объясняем - “Скотта Пилигрима” на русском издали. И он не знает, что это такое. И я вижу, что один из крупнейших комикс-деятелей нашей страны не знает один из главных комикс-хитов последних лет. И я понял, что ему надоело. И я понял, что ни в коем случае не хочу, чтобы это произошло со мной. Ты не боишься, что хобби, превращенное в работу, перестанет приносить удовольствие? Нет. Я себя заставляю каждую неделю читать комиксы - есть у меня время, или нет. Даже ночью, не сплю, сажусь и читаю. У меня так мозг устроен, что любое слово может меня натолкнуть на идею, дает импульс, толчок к новой вещи. Я не думаю, что у меня это угаснет. У нас все очень любят комиксы, у нас огромная библиотека в редакции, мы заказываем новые комиксы, приносим. Недавно обсуждали, как Hellblazer прикольно нарисован. Мы читаем IDW, Image - все, что есть; у нас по две по три книжки есть в нашей библиотеке каждого издательства. Я сразу сказал - ребята, вот у вас квота на тысячу долларов. Заказывайте все, что вы хотите, будем читать, обмениваться опытом, изучать. Помимо всяких “Хеллбоев” у нас есть артбуки, комикс автора Gorillaz, есть и нишевое и мейнстрим, Мебиуса есть огромная книжка Incal. Мы не только зациклены на американщине, мы разносторонние. Просто нельзя не учитывать требования рынка: рынку сейчас нужны американские комиксы и мы делаем конкретно американские комиксы.
meat_eater, 26.11.2012 23:11:02
Мне интервью понравилось, спасибо.
hedsar, 27.11.2012 03:11:30
А мне девушка в красном, спасибо.
Robert Dent, 26.11.2012 23:11:27
неприятный какой то тип, честно говоря.
Dr.Gonzobear, 27.11.2012 00:11:05
По ироничному: "Соседов залогинься" при любом упоминании о Пантеоне в треде и "пиздуй на русский марш" при упоминании о национальности сабжа, мне виделся Габрелянов. Прошу прощения, если обознался в авторе подъебок. Если не обознался тоже,надо было себя в руках держать.
P.S. По версии Пантеона время не линейно, а больше похоже на сеть. Есть фиксированные "узлы", которые случаются при любом раскладе, но у них может быть 8 исходов каждый из которых определяет контекст соседних узлов. Впихивать данную информацию в первый выпуск было бы лишним, так же как объяснять подоплеку всех событий сразу.
Раилаг, 27.11.2012 09:11:07
Парень определенно знает толк в комиксах, раз так хорошо отзывается о ране Вэя=)
Shargor, 27.11.2012 11:11:55
Вам срочно нужен в команду человек, который хорошо разбирается как в самом комикс-медиуме, так и в устройстве комикс-индустрии в Америке, по подобию которой вы хотите всё делать в России. Который будет распоряжаться квотой на 1000 долларов, направляя самообразование ваших авторов и художников в нужное русло.

Да и вам, как человеку, который собирается строить "комикс-индустрию" в России, нужно как можно скорее подтянуть компетенцию.
TransistoR, 27.11.2012 13:11:25
> Я, например, стабильно покупаю Дедпула
> Тот же самый “Люцифер” - он еще хуже.
> Например, никто почему-то до сих пор не спросил, как Бесобой и Шмыг начали вместе работать. Я думаю, что если написать отдельную историю, как у них все начиналось - это будет интересно всем
> он, правда, на французском, я там ничего не понимаю, но картинки забавные
> мне очень Миллар нравится.

И самое главное:

> Нет, не надо играть в умного человека и ожидать того, что люди, которых, допустим десять тысяч, двадцать тысяч - все твои читатели получили такой же багаж знаний, как и ты.

Ничего у него не получится.

P.S.
> Что же до того, что она рыжая, то тут все очень просто. Наш художник очень любит сериал “Светлячок”, и он позаимствовал образ рыжей девочки с большой грудью оттуда.

Сейчас опять Уидон во всем виноват будет.
Chase_19, 27.11.2012 13:11:20
Спасибо большое за интервью, очень интересно.
Таки да, с чем-то согласен, с чем-то нет. Комиксы еще не читал, только рецензии на них - и честно говоря, первые мысли, все-таки плагиат. Даже если мыслей таких у создателей не было, все равно не верю, что нельзя было придумать что-нибудь пооригинальней.
И да, твит, конечно нечто...
archangel_max, 27.11.2012 15:11:53
Бэй, дедпул, хаунт - все очень грустно(
Года два назад я придумал сюжет книги про русский издательский дом комиксов. Там как раз все равнялись на дедпула.
Может быть, действительно, с этого надо начинать комикс индустрию в России. Пока что держу красную фурию 2 выпуск в руках и да, графика вполне дедпуловская. Шутки, как я уже понял, во всех сериях тоже от туда.
Но вполне можно было смягчить шутки, прикрыть стыд и 16+ можно было бы превратить в 13+. Тем кому16+ эти комиксы не нужны, а 13-16 как раз тот самый возраст для таких сюжетов.
По инока и американцев ни разу не угадано. Сейчас выходят графические навеллы на древнерусские исторические темы там же. Своих бесобоев у них полно, конкуренция большая. А вот комикс про загадочную русскую душу мог бы прорваться.
Мне нравится энтузиазм Артема. И нравиться что хотя бы что-то выходит. Но все до боли напоминает ситуацию с русскими сериалами и фильмами. Где люди у руля решают, что человек схавает, а что не для нашего менталитета. Лучшие комиксы,фильмы, сериалы мира учат читателей, а не только развлекают.
sterpazook, 27.11.2012 16:11:16
>> Где люди у руля решают, что человек схавает, а что не для нашего менталитета.

Ну так коммерция же в чистом виде - с учетом того что рынка по сути нет - вот и приходится усреднять в угоду массовости чтоб хотя бы затраты отбить
Shep, 27.11.2012 16:11:31
А что с Хаунтом не так?
ВЧ, 27.11.2012 17:11:57
мне лично кажется с ним "не так" то, что очень уж он похож на Человека-Паука внешне того же автора, ну и на Спона тоже немного. то есть, МакФарлан решил всю жизнь зарабатывать на одном и том же чуваке в характерной маске, просто по-разному ее красит.
Shep, 27.11.2012 18:11:47
По мне больше на Карнажа похож внешне и чем-то на Тома Даджа из топкау внутренне ;)
Но ничего плохого в этом не замечаю, подано все достаточно толково и вменяемо (вплоть до арки, которую начал рисовать новый художник, там форменный балаган).
Игрок, 27.11.2012 15:11:14
за интервью спасибо нашему дорогому ВЧ

у меня только один вопрос к знающим людям - Бесобой и Тина это что, прости Господи?
Garsia, 27.11.2012 16:11:22
Просто арт в виде обложки в качестве подарка Тине на День рождения. Как утверждается, она большая фанатка "Бесобоя". Самого такого комикса в природе не существует, и не будет. Просто арт.
Игрок, 27.11.2012 16:11:41
Бог все-таки есть
спасибо
Steello, 27.11.2012 16:11:11
вроде бы взрослый, а из ответов так и веет подростком...
Shep, 27.11.2012 16:11:44
Он молод в душе. Может быть как раз это и нужно, чтобы прорываться с комиксами на ру-рынок?
Игрок, 27.11.2012 16:11:09
А, ну и ладно, еще немного
Бэтмен тоже возник из мрачного мужика, который рожи бьет в черном костюме. У него не было никаких душевных мук


ВЧ, 27.11.2012 16:11:59
я, кстати, хотел спросить в группе "Баббл", где всякие фанаты радуются в комментариях к интервью, покажет ли мне кто-нибудь хоть одну изданную Марвел картинку Тора с американским флагом, но поленился
Игрок, 27.11.2012 17:11:37
я таких никогда не видел
может, кто-то из них принимает за американский флаг Кэпа, с которым Тор часто рядом стоит
Vich, 27.11.2012 18:11:08
нет, тогда как известно их принимают за гей-пару
SnAkE, 28.11.2012 03:11:15
На обложке к Ultimate Comics: The Ultimates #18 изображены Железный Человек, Тор и Капитан Америка держащие флаг США.
ВЧ, 28.11.2012 20:11:19
ну уже аргумент, да
sterpazook, 27.11.2012 19:11:47
Я в гугле нашел Оптимуса Прайма с американским флагом, а Тора нету
Но тут наверняка имелось в виду, что европейское божество почему-то прописалось в США и защищает их ценности
OMG in the car, 30.11.2012 06:11:57
Тоже самое как амазонка носит звёздный на заднице
Silver, 27.11.2012 16:11:52
тот момент, когда понимаешь, что познания у этого мужика на том же уровне, что и у сотни подростков, которые после первого прочитанного комикса в спешке поедают все в духе Бэтмен: Хаш
alienskater, 27.11.2012 20:11:29
Я вот пока читал интервью, там все эти Дэдпулы, Хаунты, Бэй. А потом мелькнул "Улисс" Джойса. И я такой - неужели? А потом прочитал само предложение и понял, что надежды, всё-таки, нет.

Художники научились рисовать полтора года назад, а автор, судя по выбору ориентиров, начал увлекаться комиксами ещё позже. What could possibly go wrong?
DarlisVellian, 28.11.2012 16:11:06
И ты подумал, не он ли с тобой в /bo сидит?
alienskater, 28.11.2012 21:11:30
запрос гугла по /bo выдал национальный домен Боливии.
Вы что-то связанное с двачем имели в виду?
Robert Dent, 29.11.2012 02:11:43
раздел о книгах.
DarlisVellian, 29.11.2012 09:11:41
Да, именно. И вы зря так напугались.
Citizen X, 27.11.2012 19:11:03
Мы тут все такие умные и красивые прям ваще, а ему нравится бэй, вэй, дедпул и марк миллар, айайай
А еще комиксы издает, ффууу
ВЧ, 27.11.2012 20:11:34
ну слушайте, Ситизен, что вам мешало высказаться в защиту собственно комиксов, когда был создан соотв. пост? или что мешает сейчас?
Citizen X, 27.11.2012 21:11:12
Тут такая штука - я считаю русские комиксы априори мертвым продуктом и из этого ничего не выйдет, к сожалению, по ряду причин. Но ни одна из этих причин отношения к издателю и его предпочтениям в комиксах и кино отношения не имеет
человек работает - и это хорошо, и пусть работает, а аргументация вроде у него нихрена не получится потому что раз два три бэй и дедпул это ну я не знаю мудачество наверное
archangel_max, 28.11.2012 00:11:17
Может меня неправильно поняли. То что печает - это мега круто. Но если человек идет на такое интервью, значит хочет узнать мнение, или, возможно, какой-нибудь совет. Хотя, конечно, есть третий вариант - попиариться.
Ясное дело, что толковых советов тут минимум и многие из них были раньше. Но если есть мнение, можно ли его озвучить, или нужно всем срочно печатать комиксы, а уже потом судить?
meat_eater, 27.11.2012 21:11:24
Лучший ответ.
Krofes, 03.12.2012 01:12:28
Неистово плюсую :) Человек пытается сдвинуть что-то с мертвой точки. Одно это уже огромный плюс.
Что, когда и как получится в итоге - сильно вторично.
Не получится - все будут спокойно говорить свое "А мы и не сомневались".
Получится - имхо, будет збз, в том числе и для тех, кто негодует сейчас.
Патрик, 27.11.2012 21:11:31
Вы знаете, а мне больше всего обидно за слова про Станиславского. Я понимаю, что коммерция и все дела. Но совесть же надо иметь. Мне кажется, что комиксы должны хотя бы каплю просвещения нести, как и любой другой вид искусства. И никому бы не убыло, если бы там был Станиславский, наоборот, кто не знает, погуглил бы и узнал. Я так всегда поступаю, когда в американских комиксах вижу имена незнакомых мне людей. Узнаю. А тут нам фактически прямо было сказано - у нас большинство быдло и днище, следовательно на них мы и будем ориентироваться. Простите, но после таких слов, о какой вере в этот продукт может идти речь? Правильно, лучше вносите и со своей стороны лепту в дебилизировании нашего и без того не самого интеллектуального народа.
archangel_max, 28.11.2012 00:11:39
Плюсую
Dr.Gonzobear, 28.11.2012 00:11:33
Да ладно. Тут на озоне один чувак отписался, что Пантеон говно, мол какого хрена я должен лезть в гугл, что бы узнать кто такой Варрава. Я вообще выпал в осадок.
Chase_19, 28.11.2012 04:11:26
Ну быдлота отписалась, чё.
Morozzz, 27.11.2012 21:11:46
Мммм, нет, вера в проект как-то пропала. Совсем.
zzzPessimist, 27.11.2012 23:11:10
Наверное, вот это больше всего расстраивает:
Ты согласен с выводом Спайдермедии про то, что ваши комиксы как раз не предназначены для тех, кто уже читает иностранный мейнстрим?
Однзначно. Наша аудитория - это те, кто только-только открывает для себя мир комиксов с их клишированными взрывами, пафосными диалогами и всем прочим.

Мы хотим начать с малого, а потом, может быть, что-то и аудитории “Медии” перепадет.
Пацаны, мы открыли парк развлечений, там офигенные американские горки, карусели, сладкая сахарная вата, но вы там нафиг не нужны.
Robert Dent, 28.11.2012 01:11:09
плюсую. печально это все.
Doc Araps, 28.11.2012 12:11:29
Эти комегсы безразличны мне настолько, что я зарегистрировался, чтобы сказать, насколько они мне безразличны.

Тем не менее, безотносительно качества исходного продукта (а если я что-нибудь понимаю в русских сам-себе-бизнесменах, расти оно не будет), я выражаю огромную надежду на светлое будущее издательства и многомиллионные тиражи.
Во-первых, это поспособствует популяризации комиксов в России.
Во-вторых, на фоне засилилия продукции баббл, знание западных комиксов (и особенно хороших западных комиксов) станет позиционным благом. Практически воплощенная мечта любого комикс-гика: читать журналы с картинками для подростков и быть "илиткой" из-за этого)
12primitive, 28.11.2012 14:11:51
Как дела на сосачике?
Doc Araps, 28.11.2012 15:11:59
Тебе, вероятно, лучше знать. Мне пришлось лезть в гугл за просвещением.
, 30.11.2012 22:11:01
Схожая ситуация, кстати))
На самом деле, этот человек огорчает меня настолько, что я снова здесь зарегистрировался, чтобы сказать насколько он меня огорчает.
Я ознакомился недавно и с их былыми творениями, и с нынешними... и блин, чувак! В смысле, популяризация комиксов в России(не скажу, что это нужно и важно), это хорошо. НО прививать человеку любовь, скажем, к мясу гнилым мясом не самая удачная мысль. В смысле, если ты будешь изначально кормить таким шлаком людей, только приобщившихся к комиксам, то это трындец как печально. Да, хорошо, когда есть этакое легкое чтиво вроде этих ваших Бесобоев и Фурий(даже не стану заводить шарманку про клешированность и "это уже было в Симпсонах"). Артем и его команда он.. он как Данцова в мире комиксов-клипает быстро, много, продвинуто.. но низкосортно, дешево и местами убого. Данцовы в обществе быть должны, но только после того, как в нем успели появиться Достоевские и Гоголи. Bubble просто разжижает новичкам комикс индустрии остатки серого вещества.
Это вовсе не гневный пост, как может показаться изначально и я не собираюсь ни на кого нападать, или гнобить. Просто мне обидно, что к тому времени как в Америке есть Планетарий, в Австралии Фантом, во Франции Blacksad-у нас рынок будет заполонен посредственностью вроде Грома, Бесобоя и что там еще? Хотя, у нас были вполне достойные Велес, Реаниматор и Через кровь и страдания(не могу назвать это шедеврами, но на тот момент было вполне достойно).
Жаль мне наших читателей...
hedsar, 01.12.2012 00:12:39
Знаю людей, которые доходили до Урасавы, начиная с кисимото. Конечно, классно, что выпускают Хранителей, V и иже с ними на русском. Но вы знаете много людей, которые вообще начинали активно читать комиксы, начав только с вотчменов, син сити или астериос полип, а не с кейпов?
, 01.12.2012 01:12:52
Эмм.. ну да! Тьму народу такого знаю. Все начинается с классики
alienskater, 01.12.2012 13:12:31
Первое, что я, например, прочитал из комиксов, были Хранители. И, на самом деле, будь это что-то другое (типа Человека-Паука или, тем более этих Бесобоев), я бы вряд стал читать что-то ещё...
Doc Araps, 01.12.2012 14:12:55
Вот тут плюсану, даже. Аналогично начинал с Хранителей и вряд ли начал бы читать, будь что-то слабее.
Тем не менее, такой подход не универсален. Я знаю людей, чей путь начинался с Бэтменов-Спайдерменов, причем не самых удачных. Опять же, нельзя забывать, что в эпоху интернетов доступно если не все, то достаточно многое. И люди, которые начинали с Мура, делали это не от вопиющего вакуума в индустрии, а руководствуясь вполне сознательным интересом.
Опять же, нельзя быть уверенным, что, столкнувшись с баббловским generic shit, человек навсегда покинет индустрию)
Gibblet, 01.12.2012 07:12:47
Сижу здесь давно,но ради такого случая сподобился наконец-то зарегаться.Русские комиксы мне живо напомнили русский кинематограф.Вроде бы стараются сделать "все как у американцев". И начинается,давайте скормим говнеца пиплу, пипл сожрет и мы срубим бабла. Вот все,что я услышал. Ладно рисунок,к нему как раз нет особых претензий,но что за идеи?! Что за гнилой сценарий на уровне фанфика,написанного Васей из 5го Б?! Вот это тот охренительный комикс,по которому я должен исходить слюной? Почему бы не взять нормального сценариста, профессионала, который сделает грамотный сюжет и вселенную? Тем более,если есть ресурсы. Посмешило переодевание Красной Фурии,ну да, плагиатом тут и не пахнет,а все это был пиар ход. Сейчас всплакну над горькой долей. Бизнес - поебизнес и все дела. Комикс целину они решили поднять,ага.
danildaken, 01.12.2012 13:12:25
Так он и говорит неоднократно что это бизнес.
Sss, 03.12.2012 13:12:41
в том то и беда что у нас всегда хотят делать "как у американцев",но в итоге выходит нечто на уровне Уве Болла
OMG in the car, 01.12.2012 13:12:00
Вопрос к ВЧ : как альманахи с Коммиссий подаются?
p.s. всех с первым днём зимы!
, 04.12.2012 15:12:27
Объясните мне одно, почему художники в этих комиксах так херово рисуют? И не надо говорить что кто то там подохнет от перенапряжения, качество рисунка- откровенная халтура, про сюжеты не говорю, Про Джима Ли пример неудачный, и то что он рисует типа 30 лет, просто он умеет и любит это дело а тут рисунок на "от...ись"
Shep, 04.12.2012 16:12:59
Рисунки в фурии мне не нравятся, инока и грома не читал, но в бесобое вроде вполне нормальные.
В марвеле есть, имхо, и хуже.
OMG in the car, 05.12.2012 07:12:29
Например чувак который Карателя иногда рисует
Rickety-Tickety-Tin, 05.12.2012 11:12:24
Я уж надеюсь что вы не про Диллона или Парлова.
OMG in the car, 05.12.2012 23:12:30
Уж не знаю какие к Горану могут быть претензии. Да мне не нравится как рисует Диллон, очень не нравится, я его терпеть не могу. Хотя в отличии от многих художников его рисунок не нагружен и позволяет нормально следить и за словами и за экшном. Мне не нравится сама манера Диллона : как нарисованы глаза, у персонажей куда-то проподает их возраст (тот же панишер в максе).
, 05.12.2012 10:12:37
Марвел слава богу уже много много лет комиксы издает и может себе позволить продавать белую бумагу с логотипом, и все равно будут покупать, а тут вместо того что бы проявить себя с лучшей стороны, вывалили кучу говна, вообщем пусть рисовать учатся, именно в плане кмиксов, в плане построения полосы, ритма, работы с кадрами, сейчас галимый фанфик школоты....вообщем дилетанство.
sterpazook, 05.12.2012 19:12:51
Идите к ним работать - спасайте нас
, 06.12.2012 10:12:23
Они по деньгам не потянут, я сейчас над другим проектом работаю, в декабре следующего года выход.
sterpazook, 06.12.2012 11:12:20
Ого, будем ожидать с нетерпением
Ещё много интересного
14.11.2018, 12:00 — Андрей Ложенко
Новые комиксы – это хорошо забытые старые.
1424 13
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
21142 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
20953 142