Издательство: Abstract Studios
Автор сценария и художник: Терри Мур
Годы издания: 1993-2007
Количество номеров:
- vol.1 - #1-3
- vol.2 - #1-13
- vol.3 - #1-90
Награды:
- Eisner Award - Best Serialized Story 1996
- Reuben Awars - Best Comic Book 1997
- GLAAD Award - Best Comic Book 2001
Некоторые полагают, что комикс - это такой жанр. Так обычно полагают те, кто с комиксами знаком только по их экранизациям. Но это всё равно, что утверждать, будто аниме и мультики - это не одно и то же (хотя и этого я тоже наслушался немало). Те же, кто не спешит строить из себя умников, толком ни в чём не разобравшись, знают, что комикс - это всего лишь форма. И жанры у произведений в форме комикса всё те же, что и во всех остальных видах искусства. Вот к примеру комикс Strangers In Paradise, созднный силами всего одного человека с женой в качестве редактора, это самая настоящая мыльная опера. Нет, если вы назовёте Amazing Spider-Man мыльной оперой, то тоже вряд ли промахнётесь, но это зверь совершенно другой масти. Представьте себе, что в одной комнате собрались Кевин Смит, Джосс Уедон и на пару минут забежал Нил Гейман, и они вместе решили сделать мыльную оперу. Вот это будет Strangers In Paradise. У них, конечно, могло бы выйти и что-то другое, но в любом случае, читая комикс, успеваешь вспомнить всех троих не единожды.
Поначалу, читая первую мини-серию, ты ещё не осознаёшь, во что ты вляпался: эти три номера запросто сошли бы за просто хорошую комедию об отношениях людей. Здесь всё ещё довольно просто и ничего не предвещает, куда замахнётся Терри Мур во втором волюме. И уже там как раз и начинается эта самая мыльная опера: у кого-то всплывают тёмные секреты из прошлого, кто-то оказывается кому-то родственником, а к комедии приплетается откровенный триллер. К счастью к этому времени, вы скорее всего уже настолько сопереживаете героям, что пережили бы, даже если бы они в следующем номере полетели на Марс. К тому же, юмор и тема отношений никуда так и не деваются. Вот так комикс и превращается в комедийно-романтическую драму, коей и остаётся до самого конца третьего волюма. И знаете что? Ему это чертовски идёт.
Описывать прелести сюжета и проработки персонажей крайне неблагодарное занятие, особенно в этом случае. Я ведь всё-таки стараюсь по возможности обойтись без спойлеров, как нам Питер Дэвид завещал. В принципе, сюжет как раз не главная прелесть. Нет, плохим его не назовёшь, но не будь в нём таких великолепных персонажей, подчас выдающих такие проникновенные монологи, что хоть в рамочку ставь, и юмора, запросто мог бы наскучить где-нибудь к середине. Кстати о юморе, в этой области мистер Мур не гнушается пародиями (вы вряд ли ещё хоть где-нибудь найдёте такую же смешную пародию на "Белоснежку и семь гномов") и даже иногда небольшими камео некоторых широко известных перснажей. Случается даже, что целые номера бывают отданы на "подурачиться". И разве кто-то против?
Одной из отличительных черт местных персонажей, о которой, пожалуй, стоит сказать отдельно, является их умение удивлять. Нет, речь идёт не об эпизодах вроде "Люк, я твой отец." или "Я сделал это тридацать пять минут назад", хотя и не без этого. Речь о моментах, когда персонаж, всё время прямо напрашивающийся на презрение, начинает вызывать у вас сочувствие или неожиданно высказывает мысль, с которой вы оказываетесь просто не в состоянии не согласиться. Часто вы такое видите в комиксах про Супермена?
Что касается намноговышеупомянутой формы повествования, то тут Мур подчас позволяет себе поразительную наглость: когда вы совсем того не ждёте, история может превратиться из комикса в классическое "многобукаф" с иллюстрациями по бокам. Что, думаете, от этого хоть что-то теряется? Ни капельки. Это только в первый раз может вызвать недоумение, после это начинает выглядеть настолько органично, что навряд ли кто-то стал бы возражать, если бы весь комикс так выглядел. Но если что, не пугайтесь, это случается не слишком часто.
Пожалуй ещё одна особенность комикса, о которой нельзя забывать, это наличие у него в каком-то смысле официального саундтрека. Терри Мур ещё и немножко песни пишет, знаете ли. И в комиксе попадается немало их текстов, подчас даже с нотами. Если знать где искать, то некоторые из них можно даже найти послушать. В исполнении автора, разумеется. Встречаются и просто стихи. В поэзии понимаю не больше других, но мне понравилось. Отличное дополнение к и без того отличному комиксу.
Разумеется у комикса есть и минусы. После 11 сентября сами-знаете-какого года мистер Мур изменил концовку на более оптимистичную. Это НЕ минус. Проблема в том, что в начале третьего волюма история делает скачок на двадцать лет в будущее, откуда всё отфлэшбэчивается обратно и идёт повествование, о том, как до этого дошло. Так вот, эти эпизоды можно спокойно игнорировать, пост-9/11-версия их аннулировала. Невелика потеря, вообще-то, и за это решение мы должны сказать мистеру Муру спасибо, но всё равно это всё смотрится жирным глитчем. Ещё в комиксе есть одна недоразрешённая сюжетная линия, но она всё равно смотрелась какой-то лишней.
Наверное где-то в тексте рецензии я ещё должен упомянуть, что в комиксе силён мотив лесбиянства. Хотя, вы могли бы об этом и догадаться, когда я упомянул Джосса Уедона. Можете мне не верить, но это далеко не главное. И не заставляйте меня читать тут проповеди о вреде гомофобии, просто постарайтесь подойти к комиксу без глупых предубеждений и бивисовского "хи-хи". Не надейтесть, порно не будет. Только лёгкая эротика. Эй, кто там захихикал?
И почему мне опять кажется, что я вместо рецензии наговорил кучу ерунды? Короче говоря, всё это можно было бы свести к простому "это один из моих любимых комиксов и я его всем рекомендую", но мы же тут вроде как профессионалы, так что мне пришлось использовать для этого аж вот столько слов. В конце концов, не верите мне, так поверьте трём наградам и Нилу Гейману, хвалившему как минимум первый волюм (его отношение к остальным двум мне неизвестно). Главное, что вы должны сделать, перед прочтением - это задушить в себе внутреннего гика, орущего, что вам не должны нравиться такие вещи и вообще вы Бэтмена любите. Или что, вы тоже думаете, что комикс - это жанр?
Первые два тома прочитаны давно, а вот до третьего руки всё никак не доходят.
Персонажи и правда замечательные. Им действительно сопереживаешь