Вместо регулярного выпуска МЖДЗ мы решили сразу бахнуть спешл, посвященный двойному удару по мозгам любителей комиксов: Flashpoint #5, плавно (на самом деле не очень плавно) перетекающему в Justice League #1 - уже самый продаваемый комикс 2011 года. Ради такого праздника мы даже позвали супергероя Блогомедии Дердена,
написавшего Хронологию DC.
Расшифровка системы оценок.
Архив рецензий.
Flashpoint #5 / DC
Сценарист: Джефф Джонс
Художник: Энди Куберт
Что думает Игрок:
Последний комикс старой вселенной DC. Все изменится в этом выпуске. И наконец-то мы поймем почему.
Даже несмотря на выложенное в Интернете превью, которое просто сочилось спойлерами, комикс был очень ожидаем. Какими бы ужасными не были предыдущие выпуски... все равно ожидаем. Давайте посмотрим, что же у нас получилось в финальном и окончательном выпуске Флэшпойнта.
В самом начале выпуска нам внезапно дают глубокий твист, с учетом которого моментально отпадают все претензии к явлению Эобарда Тона в прошлом выпуске. Зум на голову выше Аллена во всех отношениях (You changed time like an amateur!), каждая страница с ним полна динамики, эмоций и хорошего такого классического злодейского превосходства. Хотя по сути его участие ограничилось камео, Зум стал лучшим персонажем события. Это заметно и по авторству Джонса, который со времен своего рана на Флэше обожает тайм-трэвел и связанные с ним парадоксы, в Rebirth он довел это до абсолюта, а конкретнейший вынос мозга получался в Blackest Night, когда Зум был настоящим Котом Шредингера (жив, мертв, потом воскрес, убежал в будущее, откуда появился в прошлом и тд.). Здесь все сведено к простой и ясной мысли, читается хорошо и понятно, Зум подан должным образом, как арчнемезис, появившийся в серии своего главного врага. Все моменты с ним хороши. Точка. Дальше что-то хрустит, и начинается мой любимый...
Балаган, конечно. Прямо со сплэшпейджа с участниками Сопротивления начинается тотальный mess. Грифтера убивают уже на второй странице, да и бог с ним, отмучался. Аквамен и Чудо-Женщина, про конфликт которых нам твердили с первого выпуска, оказываются на 50-м плане, забытыми и никому не нужными. Энчантресс (словно из комиксов Острандера попавшая сюда) громит и уничтожает. Все смешалось в доме Флэшпойнта: люди, гориллы, атланты, дети и дебилы. Воистину самая худшая часть комикса, и ты желаешь уже этой вселенной скорейшей смерти. К счастью, и эта часть комикса заканчивается.
А анализируя следующую часть, хочется сказать, что комикс Флэшпойнт – это все-таки совсем не ивент. Это совсем-совсем локальное событие в жизни одного героя. Он абсолютно полностью про Барри Аллена, его ошибки, его потери, его поступки и его тот самый пойнт. Его невероятно простой и невероятно эгоистичный поступок собственно все и изменил, все на нем и закончилось. То, что попутно под Флэшпойнт подписали изменение всей вселенной – на комиксе фактически никак не отразилось. Мы на мгновение увидели лицо новой DCU, но такое впечатление, что в итоге никакой причины нам не объяснили, а просто сказали, что вот так и все. Поставили перед фактом, который кажется чуждым для истории самого комикса. Зато красивые Кубертовские сплэшпейджи, но никаких эмоций того самого Конца всему. Изменения приходят, но незаметно, а смотрите, уже и Флэш в новом костюме, и Бэтмен, и другие мелочи, но эмоции, аууу, где вы?
Последние сцены комикса – предсказуемые. Хотя бы потому, что именно тема Бэтмена и Флэша идет с самого первого выпуска. Я несколько погорячился, сказав, что событие целиком про Барри Аллена, Томас Уэйн тоже сыграл в нем свою роль. Диалог с Брюсом вроде бы и необходим, но тем не менее совершенно непонятен. Казалось бы, трогательный момент, но чертов Бэтмен кажется каким-то не таким. Настолько оправдать все поступки Аллена – не в духе Темного Рыцаря. Посему и эта настроенная на слезовыжималку сцена обошла меня стороной. Не буду я говорить, что ну совсем все плохо, нет, все же добрая половина комикса написана неплохо. Но другая – нет, все недостатки она сохранила. Финал с такими крупными изменениями без надрыва... пустой.
НЕТ ЭМОЦИЙ
Flashpoint - худший комикс в карьере Джеффа Джонса. Это его персональный Ultimatum. Казалось бы, после Brightest Day хуже написать было бы сложно, но нет, Джонс справился. Без шуток, охренительно впечатляет. Это комикс, написанный человеком, окончательно разучившимся рассказывать истории, даже плохие.
В конце концов, для чего, например, в комиксе нужен был Грифтер? Чтобы все, кто знают кто это такой, от счастья обкакались. Значимости для истории - ноль. Метаморфо с сиськами для истории важна ещё меньше, но надо же было где-то представить публике очередного типично джонсовского нового персонажа, похожего на старого персонажа. Но это всё, конечно, затмевает явление в пятом номере уже совершенно непонятно кого, призванное объяснить, как именно вайлдстормовские персонажи попали в новую вселенную ДиСи. Это уже даже не deus ex machina, это deus ex fuck you, readers.
И ведь даже если засчитать тай-ины как часть истории, это всё по-прежнему не будет работать. Отчасти потому, что большинство из них написаны в стиле “воруй убивай” и ничего интересного не представляют сами по себе, но ещё и потому, что вся сюжетная линия про войну Вундерженщины с АкваНэмором под конец просто обрывается вместо того, чтобы нормально закончиться, хотя этого, пожалуй, стоило ожидать.
Ещё в пятом номере есть твист, но о нём я даже писать не хочу пусть кто-нибудь другой. Достаточно только сказать, что он заставляет всё, что было в предыдущих номерах, выглядеть ещё тупее, что я ещё утром считал абсолютно невозможным.
А ещё я не знаю, как закончить отзыв, который я начал с вынесения вердикта. Вся эта мини-серия не только худший комикс Джеффа Джонса на сегодняшний день, но и реальный претендент на звание худшего комикса года. Настоящий монумент творческому бессилию. А я всё ещё хочу пиццы.
Строго говоря, прощание со старой вселенной DC состоялось на прошлой неделе, когда вышли следующие комиксы: Action Comics #904, Batman: Gates Of Gotham #5, Batman Incorporated #8, Batman: The Dark Knight #5, Brightest Day Aftermath: The Search For Swamp Thing #3, Gotham City Sirens #26, Green Arrow #15, Green Lantern: Emerald Warriors #13, Justice Society of America #54, Teen Titans #100, Wonder Woman #614, Xombi #6.
Подборка совершенно случайная, но то же самое можно сказать и про последний выпуск Flashpoint.
Главная проблема в том, что Flashpoint – это не событие и не мини-серия Джеффа Джонса. Это еженедельная серия комиксов, выходившая к тому же по пять-десять номеров за раз. Американский блоггер про комиксы руками
Дэвид Бразерс заметил, что если попытаться купить цифровые копии Blackest Night на comiXology, сайт выдаст его как сюжет в 79 частях. И в случае Флэшпойнта такой античеловеческий подход оказался реализован уже самим издательством (основная мини-серия BN, по сравнению с FP, была вполне самодостаточной). Какую роль в итоге сыграли Чудо-Женщина и Аквамен? Почему вернулся Супермен? Что нам с того, что вдруг из-за угла выскочил Грифтер, практически скопировав dynamic entrance Ника Фьюри и Секретных Воинов в Secret Invasion? Без (необязательных, всегда необязательных, как нам твердят каждый год) тай-инов три четверти происходящего теряет всякий смысл.
К счастью, в Flashpoint #5 Джонс уделяет ненужным линиям и персонажам по минимум времени, засунув их в комикс уже просто потому что надо было закрыть хвосты. Что называется, раз уж сел, куда-то надо было приехать.
Остальное время - довольно удовлетворительный финал. Драка с Эобардом Тоуном практически идеальная от начала до конца. Очередной временной парадокс на удивление понятный и не головоломный, и даже закрывающая сцена - один из тех фирменных сентиментальных моментов Джеффа Джонса, которые выстреливают. Да, кое-где перегнул, но сама идея хорошая.
Тепло на сердце от комикса не становится, дикий энтузиазм не просыпается, но и недоумения и раздражения он тоже не вызывает. Уже хлеб.
ЖИЖА
Justice League #1 / DC
Сценарист: Джефф Джонс
Художник: Джим Ли
Революция перезагрузка, о которой так долго говорили
большевики сотрудники DC Comics, свершилась!
Центр-форварды издательства - Джим Ли и Джефф Джонс явили свету обновленную Лигу Справедливости... КАК БЫ НЕ ТАК! Открывающий сиквенс комикса переносит нас на пять лет назад в те далекие времена, когда Бэтмен, Зеленый Фонарь и Супермен УЖЕ БЫЛИ широко известны общественности. К чему эта ретроспектива? Очевидно к тому, что в то хмурое время супергероев никто не любил, а полиция при встрече на всякий случай пыталась расстрелять их из пулемета. Вероятно с появлением Лиги Справедливости отношение общества изменится.
Пока же Зеленый Фонарь впервые встречает Бэтмена и очень удивляется тому, что последний действительно существует. Своё существование Фонарь видимо принимает за сон наяву и идиотично верит в мощь своего космического кольца. Констракты тем не менее создаёт годные, но чересчур зрелищные, чем портит Бэтмену нервы и маскировку. Перипетии сюжета приводят героев в Метрополис к Супермену - на этом комикс заканчивается, так и не успев толком начаться. При этом 4 страницы мимоходом отведены четвертому потенциальному члену Лиги - будущему Киборгу: герои с помпой пролетают мимо него на светящемся зеленом самолёте.
Модный рисунок Джима Ли морально устарел и спустя почти 10 лет после выхода "Хаша" уже не вызывает шока и трепета, а скорее напоминает о временах засилия Image-стайла. Сторителлингу постоянно приходится опираться на костыли текста - иначе местами не понять, что взорвалось и кто кого ударил. В качестве заманухи для новых читателей комикс вполне сгодится: здесь есть крутой мудрый Бэтмен, тупой как дрова Зеленый фонарь, (неизвестный негр-футболист) и Супермен с суперсилами + всё это в красочной обертке. Клиффхэнгер, правда, тривиальный, да и злодей раскрыт сразу, но комикс способен заинтересовать неискушенного читателя и это по-видимому его основная цель.
Пару слов о редизайнах. В конце комикса представлены предварительные скетчи костюмов - и они выглядят гораздо лучше, чем их финальный одобренный вариант, в котором к сожалению не нашлось места крутой "органической" броне. Радикальнее всего подошли к Супермену - у него больше нет красных трусов (как и в новом фильме) - но даже он остался в набившем оскомину трико, всё отличие которого от оригинального заключается в добавлении т.н. "швов". А Чудо-Женщина, судя по всему, так и осталась без штанов...
Почти все люди ждут нового года, как некое особенное событие, которое обновит их жизнь, встряхнет эмоции, уберет вон плохое и прибавит хорошего. Из года в год мы понимаем умом, что это самообман, и после нового года жизнь будет идти, как и раньше, но вновь и вновь ввязываемся в предпраздничную сутолоку и ждем Великого Чуда Обновления.
DC Reboot сыграл с нами такую же злую шутку. Ещё в самом начале анонса скептики предрекали, что цифра «1» на лацкане обложки ничего Вселенной не даст. Никудышный автор не научится вдруг резво писать хорошие истории, а проходная кейп-серия не станет завораживающим интеллектуальным бестселлером. Но магия нумерологии вертит нами, как хочет, и вот мы уже сидим читаем плохой комикс, внимательно вглядываемся в каждый кадр, пытаясь найти «то особенное». Читаем плохой комикс и боимся признать, что в обычной жизни в обычном ране он не выдержал бы никакой критики. И уж тем более он не стоил трех месяцев ожиданий.
Да, я говорю о пилотном номере ребутной «Лиги Правосудия». Его чтение вызывает грусть и печаль, ибо вместо отличной истории, нам всовывают синие трусы Супермена, как некое ноу-хау в мире комиксов. Бэтмена превращают в переполненного тестостеронами идиота, приказывающего Зеленому Фонарю: «не играй в моей песочнице и не тронь мои игрушки». Да заставляют напомнить, что расовая политкорректность всё ещё правит балом в США.
За двадцать страниц не происходит ничего внятного. Хорошая история выстраивается под логику и характер персонажа. А плохая (как здесь) подстраивает героев под нужную для «эффектного появления» ситуацию. Ситуацию, заставляющую двух неглупых мужиков (окей, Хэл Джордан всегда был тупой, остается один неглупый мужик) бегать за непонятным роботом по крышам под проливным дождем из пуль, пытаясь его допросить (WTF?), и вести глупый диалог, не имеющий конечного смысла и цели. Отличный пример трэшового боевика B класса. Ура.
Стоп. Стоп. А может это со мной что-то не то? Может я недостаточно фанат, чтобы начать дрожать коленками при виде синих трусов Супермена? А может всё пошло слишком быстро? Ведь всего лишь пять минут назад Бари Аллен в последнем номере Флэшпоинта поменял временной поток, и мозг ещё не успел привыкнуть, что ТЕПЕРЬ ВСЁ БУДЕТ НЕ ТАК.
В общем, HAIL костюмчики. Жизнь пошла своим чередом.
МУСОР
Я вдруг заметил: из всех персонажей, которых можно видеть на обложке этого комикса, только у Киборга нет своего онгоинга. Ничего удивительного вообще-то, токен-негр только тогда токен, когда окружён белыми. Это, впрочем, к самому комиксу не относится, но я решил, что стоит обратить на это внимание. Тем более, что содержание комикса даёт довольно мало материала для рецензии.
Даже несмотря на то, что в этом комиксе есть Бэтмен, считающий, что люди должны бояться супергероев (вообще все люди вообще всех супергероев), конструкты из зелёной энергии, которые судя по всему могут генерировать жёлто-зелёную воду, и будущий Киборг, чей папа не ходит на его футбольные матчи, хотя и обещал (подробнее о его похождениях смотрите каждую вторую семейную комедию 90-х), в плане объектов для ругани всё это выглядит мелкой рыбёшкой. В комиксе просто вообще не за что зацепиться: дует из Бэтмена и Джордана особой химией не блещет, про клишированность киборговской драмы я уже сказал, а вместо клиффхэнгера тут просто Супермен во всю страницу. Как, блин, неожиданно. Впрочем Джим Ли, несмотря на все его воротнички, здесь довольно хороший.
В общем как самый первый комикс новой вселенной, призванный заинтересовать новых читателей, JL работает так себе, но пока ничего совсем нестерпимо ужасного в нём нет. Возможно было бы больше смысла отложить этот комикс на конец месяца, после того, как стартуют личные онгоинги героев, или хотя бы не выделять его из общей кучи и выпустить в первую неделю сентября с первой партией, но сделав именно его первой ласточкой, ДиСи устроили вялый старт не одному отдельно взятому онгоингу, а всей новой линейке. Хотя какая нафиг разница, всё равно разойдётся как горячие пирожки.
ЖИЖА
Что думает Игрок:
Флагманский тайтл новых 52 серий – Justice League запускается вместе с окончанием истории старой вселенной. Комикс уже продался более 200 тысячами копий, на его создание брошены лучшие силы компании, а попытка привлечь новых читателей, кажется, и впрямь сработала. Из вычурного многообразия 52 Лига твердо и крепко будет стоять на ногах дольше всех. Но вот каким будет качество самого комикса? Сомнения есть, и пока причин их развеять – нет.
Краткое отступление: внезапно во время прочтения комикса образовалась мысль – если события текущей Лиги происходят в прошлом, получается, в настоящем новой вселенной DC суперкоманды не будет? Или события в прошлом интересным образом свяжутся с будущим арка эдак после первого? Или нет? Истина где-то рядом, но вопрос интересный...
Итак, 5 лет назад, никакой Лиги нет, есть отдельные герои, которых не любит правительство и вообще никто. Завязка вполне интригующая, хотя к концу комикса Лиги все равно не появится. Зато комикс действительно френдли для всех типов читателей. Даже создалось впечатление, что именно подросткам будет это намного интереснее, Ultimate DC в действии. Хэл объясняет Брюсу про Корпус Фонарей, они обсуждают пришельца из Метрополиса. Фактор приятия нового читателя действительно в действии, все слишком просто, даже язык, которым написан комикс по большому счету. Но хардкорным фанатам это понравится вряд ли, придется делать серьезную скидку комиксу, в котором по сути разъясняют с нуля все, что все и так знают.
Green Lantern can handle anything. Хах, я почти жду озалупа с желтым цветом. Хэл Джордан ни капли не изменился, в представлении Джеффа Джонса он все такой же ТУПОЙ МУЖИК, каким и всегда был (мне не понять претензий к Райану Рейнольдсу, увы). Все моменты с его участием в комиксе напомнили мне недавнюю серию почившего Batman: Brave&Bold, в которой абсолютно так же и даже хуже Бэтмена троллил Капитан Атом. Ничего кардинально нового в героев Джонс здесь не принес, но видимо, от него и не требовалось. Требовалось лишь сделать новый комикс, где все знакомятся, а остальное приложится потом. Тем не менее тут нет подзадолбавших ориджинов – большой плюс.
Джим Ли – фактически гарант успеха. Работу здесь он выполнил получше Джонса, создав атмосферу, которая погружает в благостное состояние «а пущай будет, нормааально так». Арт хороший, работа с тенями хорошая, все сочное и глянцевое, конструкты Фонаря замечательные. Скетчи редизайнов в конце – хорошие, в общем, по этому вопросу совершенно никаких претензий.
Сложно что-то сказать про такой первый выпуск. С одной стороны он смотрится удачно, с другой – не меняет историю, а ведь многие ждут подобного от перезапуска DC. То есть это стандартный средний красивый комикс, в котором действие развивается не так уж и быстро. Я уже дал себе (и вам) обещание высказаться по ВСЕМ первым выпускам новой DC-вселенной. Вот и первая ласточка, и с натяжкой скажу, что впечатление положительное, читаю дальше. Ну что вам – не захочется посмотреть, как Бэтмен будет в первый раз надирать зад Супермену? ;)
ОКЕЙ
К черту все, Джим Ли.
Джима Ли, в отличие от его соратников по Великому Отходу Художников Из Marvel В Созданный Ими Же Image, совсем не стыдно любить и по сей день. В каком-то смысле, аномалия из 90-х. Он во многом схож с теми ребятами, но при этом превосходит их на 52 головы, и его комиксы всегда будут лучше продаваться. Поэтому Джим Ли – гений.
Джим Ли – гений.
У Джима Ли может быть полная засада в плане сторителлинга (но не до такой степени, чтобы читатель путался в кадрах и терял нить сюжета), но Джим Ли мастер КАДРА. Джим Ли умеет сделать iconic изображение. Такое, что врежется в память, и потом будет десятки лет всплывать в постах видных комикс-критиков в Интернете (если через 10 лет Интернет не заменит что-то другое, тогда картинки Джима Ли будут сразу подаваться по микрочипу прямо в мозг, что, если серьезно подумать, так же полезно для здоровья, как один банан в день, то есть полезно, главное поедать этот один банан, поедать каждый божий день). Во времена Batman R.I.P. Тони Дэниела хвалили, но исключительно так: «Нарисовал, как Джим Ли!»
Потому что Джим Ли уже находится в музее стандартов, по нему надо мерить.
Идея поставить Джима Ли на Justice League, чтобы сделать его, наконец, флагманским тайтлом – самая лучшая идея DC с того момента, как я начал их читать (2006-2007, в общем, с Infinite Crisis). В этот сингулярный момент во времени они начали мыслить как Marvel, что в данном контексте совсем не плохо, а очень даже хорошо. На премиум-комикс надо ставить премиум-авторов и не смешить людей.
Но тут же возникает проблема: Джим Ли не создан рисовать комиксы ежемесячно. У Джима Ли банально не хватает времени создать тот самый ВЕЛИКИЙ КАДР, который будет подаваться в мозг, Джим Ли, и я без капли сарказма, воспринимает свой труд со всей серьезностью, и если он рисует 22 страницы уже три-четыре месяца, то сиди и молчи, сука, Джим Ли старается в первую очередь для тебя, неблагодарный ты жиробас. Издевательский (идеологически верный, но в реализации долбанутый) пункт программы «Нарисуй три выпуска к сентябрю или иди лесом» не может применяться к серьезным мастерам вроде Джима Ли. Звезда альтернативы Крис Вэйр (
CHRIS WARE) фигачит тома своего Acme Novelty Library не чаще, чем раз в год, и Джим Ли заслужил, чтобы к нему относились с тем же пиететом.
Джим Ли варится в котле супергероики, для которой количество всегда впереди качества, в результате имеем Justice League #1. Комикс, не на сто процентов достойный имени Джима Ли. Пропало 60-70% штриховки, что грозит превратить комикс Джима Ли в комикс подражателя Джима Ли. И великих кадров нет.
НО.
Это Джим Ли, черт возьми.
НО НО НО.
Сюжет в мейнстриме все равно остается главной движущей силой.
И Джефф Джонс кое-что сделал правильно. По крайней мере, он последовал одному из правил Курта Воннегута: «Start as close to the end as possible». С первой же страницы Бэтмен уже убегает от полиции и преследует злодея. Это правильно – нечего тратить время читателя, и тем более Джима Ли.
Но потом все неправильно. Кроме преследования ничего и не происходит. Появляется Зеленый Фонарь, обменивается с Бэтменом любезностями, присоединяется к погоне, ну и все, наверно (В КОНЦЕ СУПЕРМЕН ЧТО ПРОСПОЙЛИЛ Я ВАМ СУПЕРМЕН БЕЗ ТРУСОВ УВЕДИТЕ ДЕТЕЙ). Не сказать, чтобы это было плохо – Джефф Джонс пишет свои лучшие диалоги и своего и не только лучшего Хэла Джордана за несколько лет, внезапно в вакууме новой вселенной, у которой пока что всего один комикс, Хэл Джордан получает personality, которую действительно можно уложить в одно предложение. Но это все равно комикс Джима Ли. Если ты решил нарушить естественный ход творческого процесса Мастера, то будь добр сразу же предоставить достойные причины. Джим Ли нарисовал Бэтмена, бегающего по крышам (!!!) и конструкции Зеленого Фонаря, но этого мало! Мало, я вам говорю!
Мало Джима Ли в комиксе Джима Ли!
Вот если дальше Джонс пойдет в разнос и устроит ультимативный тим-ап против армии Дарксайда, то это будет один из лучших комиксов DC с момента выхода того выпуска Superman Джеймса Робинсона, где Крипто в одиночку лупцует бородатого мужика Атласа.
Даже лучше.
Но сейчас?
МАЛО ДЖИМА ЛИ
без шуток??
Позиция Дердена - без вопросов
У Корнага, простите, ничего, кроме дешевого хейтерства
Хотелось бы еще, чтобы все, кому небезразлична судьба спидстеров DC - прочитали последний номер серии Флэшпойнт Кид Флэш Лост, там все о будущем спидфорса, Уолли Веста и тд. Хороший комикс, но мы отменили регулярный МЖДЗ, так что тут говорю)
А то я было испугался.
П. С. жаль насчет выпуска МЖДЗ о комиксах 24 прошлой недели. Мне хотелось узнать приоритетное мнение о моррисоновской бэт-вариации Трона :)
Пчелы
КЛАССИКА НЕ СТАРЕЕТ!
классик-хмммммм, врядли....
кстати насчет костюмов да на скетчах лучше- но они более детализированы нельзя же старика Ли перегружать
на правах кэпа.
В идеале - толково пересказать комикс земля-один. Или в свое время повременить с его выпуском и начать старт с него.
ох нет
заставляет напомнить, что убогие стереотипные тропы всё ещё в ходу в супергеройских комиксах
в 2011 вброс токена в лигу супер-белых америки выглядит даже хуже, чем его отсутствие
грубо говоря по хронологии, лига находится за 5 лет до флэшпоинта.
Остальные все нормально.
И, соответственно, если мы берем за точку отсчета лигу/экшн комикс, то флэшпоинт случится еще только впереди, а вот для всех остальных тайтлов это в теории по времени только что случившееся событие.
бэк ту зе фьючэ отдыхает, ля.