RSS
Рекомендуем

Два года вместе с Bubble: комикс "Бесобой"

19.09.2014, 11:39 — Евгений Еронин 6439 0

Издательству Bubble исполняется два года! Вы только представьте. Далеко не все верили, что оно так долго проживет, а оно прожило, причем совершенно спокойно. В честь этого знаменательного для отечественной комикс-индустрии события мы с Derden'ом решили написать серию статей, цель которых - проверить, насколько за 24 выпуска изменились серии, выпускаемые издательством, и в какую сторону. Начали мы с "Бесобоя", и, возможно, для кого-то из вас результат наших изысканий окажется неожиданным.

DERDEN: Я уже довольно много сказал о «Бесобое» в прошлый раз, поэтому сегодня я буду лишь вспомогательным пилотом для нашего самого выдающегося и главного автора на Медии. Redson, на SpiderMedia.RU ты, наверное, единственный автор, который избегает излишних аффектаций в высказываниях, и, я думаю, многим будет интересно услышать твое взвешенное рациональное мнение по поводу «Бесобоя». Итак, почему ты проигнорировал серию на старте и пришел к ней только теперь? И почему ты принял решение читать не сначала, а с последних выпусков?

 

REDSON: Первые выпуски читали если не все, то большинство, потому что было любопытно. Прочитали, обругали, успокоились. Мне нетрудно объяснить, почему я дальше не стал. Тот же «Бесобой №1» показался абсолютно глупым, зацикленным на устаревших безвкусных вещах, перегруженным несмешным юмором. Возможно, частично я и сам себя накрутил: хотел увидеть китч – увидел, ветеран по имени Данила с его двумя пистолетами показался персонажем, вырезанным из «Козырных тузов» Джо Карнахана. Так или иначе, я решил, что нет смысла чего-то ждать. Поддерживать Bubble только потому что они делают русские комиксы, я не хотел даже не из принципа, а банально из-за отсутствия уверенности, что со временем они проживут достаточно долго, чтобы провести работу над ошибками и как-то трансформироваться. Сейчас, два года спустя, ситуация изменилась. Люди, которым я склонен доверять, начали говорить, что действительно стало лучше. Почему бы не дать второй шанс? Читать все целиком – слишком, но с определенного момента, чтобы понять сюжет – вполне. Есть, конечно, те герои, которые ничего не бросали, и пережили все эти два года вместе с издательством. Без них никто бы не узнал, что этот самый качественный рост произошел, за что я им благодарен, но в то же время оставался шанс, что это просто стокгольмский синдром.

В общем, я рассудил, что с меня ничего не убудет, и остановился на кроссовере «Инок против Бесобоя». Я рассчитывал, что рекапы в начале выпусков введут меня в курс дела, они у Bubble подробные (помню, смеялся, что в первых выпусках вроде бы ничего не произошло, но в начале вторых текст рекапа еле умещался на странице).

 

DERDEN: Если честно, я и сам не верил, что вся эта затея проживет дальше третьего выпуска, однако уже через неделю в продаже будет 25-й номер, а это довольно головокружительная цифра для онгоинга даже за рубежом. Например, у DC New 52 из более чем 90 запущенных серий лишь 30% добралось до этой отметки, остальные были закрыты на второй десятке номеров. Я это к тому, что команда Bubble безусловно проделала огромную работу. Любую из их четырех серий можно подводить к логичному финалу - и получится замечательный законченный вольюм западного образца, а герои могут спокойно лежать годами до открытия второго тома или даже перезапуска. То есть при грамотном завершении серии не будет ощущения оборванной истории, а это для меня главное. К счастью или к сожалению, во мне больше от библиофила, чем от читателя, поэтому все эти два года я закрывал один глаз на все недостатки «Бесобоя» (а их там, увы, много) и просто наслаждался тем, что серия живет и прирастает у меня на книжной полке. Так чем же тебя встретил более новый «Бесобой». Увидел ли ты кардинальные изменения и ощутил ли ты скачок в качестве по сравнению с первым выпуском?

REDSON: Соглашусь с тезисом про стабильность. На общем странном фоне текущего состояния российского комиксного рынка, когда людям не удается даже зарубежную лицензию выпускать регулярно, не говоря уже о собственных творениях, несгибаемый график Bubble достоин если не восхищения, то молчаливого и сурового мужского кивка. Ведь почему у нас с таким недоверием и даже плохо скрываемым негативом относятся к очередным попыткам сделать русский комикс? Аудитория научена опытом, знает, что дальше амбициозного первого выпуска редко кто может продвинуться. Примеры продолжают появляться, не будем показывать пальцем. И уже сам факт, что за два года у четырех серий Bubble вышло ровно по 24 ежемесячных выпуска, впечатляет.

Встретил меня, кстати, «Инок», потому что у него была прелюдия к кроссоверу, затем я уже продолжил читать эпичный сюжет, растянувшийся на девять частей, которые появлялись поочередно в каждом тайтле плюс отдельно выделенной серии. Что, слава богу, означает, что длился он не девять месяцев. Потому что вышел он все-таки затянутым, хоть и крепким. Но про классические проблемы с декомпрессом скажу чуть позже. Сразу подметил, что клоунада пропала. Мелкий демон Шмыг больше не петросянит, а просто иногда отпускает саркастичные комментарии, и вообще прописан как хороший друг главного героя, а не летающий вокруг него смешной чертик. Показушности тоже нет – все по делу, уже явно выстроена вселенная со своими правилами и есть линии, которые нужно продолжить или закрыть. Конфликт между Иноком и Бесобоем, которых натравили друг на друга коварные злодеи, разворачивается по всем законам жанра, но при этом сюжет логичен и последователен.

На протяжении всех девяти выпусков сценаристы Евгений Федотов (собственно, главный сценарист «Бесобоя»), Наталия Девова (как я понял, сценаристка «Инока») и помогающий им Артем Габрелянов тщательно следят, чтобы сюжет не уехал куда-нибудь влево или не стал слишком запутанным. Персонажи дерутся друг с другом, потом объединяются против общего врага, при этом ведут себя адекватно созданным образам (насколько я могу судить из того, какими их встретил), а план у врага понятный и неглупый. Можно смело поставить галочки напротив всех пунктов списка «как делать тим-апы». Пожалуй, даже слишком осторожно и аккуратно построен сюжет, он идет ровно от начала до конца, заканчиваясь не каким-нибудь взрывом эмоций, а тем же суровым мужским кивком. Но достойно. Правда.

До сих пор не пойму, нравится мне магическая тематика или нет. Зависит от того, как подано, наверное. Здесь, конечно, идет уклон в супергероику с героями, знающими много специальных атак и суперприемов, и без сильного уклона во всякий мамбо-джамбо. Есть демоны из преисподней, проникающие в наш мир, есть Данила, который их выслеживает и мочит. Плюс долгоиграющая линия, само собой. Борьба за трон Ада, постепенно набирающие силу на заднем плане злодеи. Выясняется, что «Бесобой» - это стандартный для своего жанра комикс, действие которого происходит в современной российской действительности.

Особенно порадовала изобразительная часть. При жестком даже для Америки графике художники, конечно, меняются, но видно, что отбор у Bubble серьезный. Абы кого уже не пускают рисовать. Все, кого я увидел на страницах что кроссовера, что основной серии, произвели положительное впечатление. Никто из тех, кто тут отметился (Андрей Васин, Артем Бизяев, Ozich и meissdes, по каким-то причинам предпочитающие скрываться под никами), не вызвал отторжения. Кто-то, конечно, больше готов к тому, чтобы его работы продавались по всей России, кому-то еще есть, куда расти, и вверх и вширь, но художники «Бесобоя» выполняют три принципиальные задачи: ни один из них не является абсолютной серостью, вместе им удается выдавать цельную в плане картинки серию, и, что важнее всего, они в большинстве своем, если и не великие герои поля русских экспериментов, то уж точно компетентные рассказчики. Нет сумбура и переполненного пафосом вперемешку с энтузиазмом комикса, который спотыкается сам о себя. Есть четко налаженная работа. Это не высокое искусство, но такие комиксы ни в одной стране не претендуют на подобные звания.

DERDEN: Сложно с тобой не согласиться во всем вышесказанном. Кстати, с 23-го номера над «Бесобоем» начала трудиться новая команда художников и редакторов. Увидел ли ты какие-нибудь изменения в общей канве или в литературной части?

REDSON: Да, еще как! Ты очень кстати спросил, удачный момент развить тему декомпресса. Я немного психанул и посчитал количество страниц и кадров в некоторых выпусках «Бесобоя», чтобы сравнить так называемую «плотность повествования». Вот, что у меня получилось:

Бесобой №16 / 23 страницы / 106 кадров Бесобой №18 / 30 страниц / 108 кадров Бесобой №20 / 29 страниц / 108 кадров Бесобой №22 / 34 страницы / 151 кадр Бесобой №23 / 23 страницы / 126 кадров Бесобой №24 / 22 страницы / 98 кадров

Простые числа показывают, что количество страниц заметно уменьшилось, но количество кадров по отношению к ним наоборот выросло. Если перевести это на нормальный язык, в «Бесобое» меньше страниц, но читаю я его дольше. При этом два крайних выпуска, к которым как раз приложил руку новый редактор (если кто еще не в курсе, им стал один из администраторов сайта и наш друг Роман) – еще и стэндалоны, рассказывающие законченные истории, которые тем не менее друг в друга перетекают. Когда я читал «Инок против Бесобоя», а затем следующий за ним сюжет «Три сестры», то хотел отложить всю стопку, сурово кивнуть и сказать, что скорее да, чем нет, но затем я открыл 23-й выпуск, внутри которого удается провести полноценное миростроение с представлением целой интересной подводной расы, и тут уже прошибло. Это было круто. Прекрасно помню, как Рома мне где-то год назад объяснял, что успешный русский комикс должен выходить стэндалонами, и зря все зациклились на длинных сюжетах по 6-7 частей, это не та страна и не та индустрия, где будут хорошо восприниматься слишком долгие сюжеты, если это не книга. Рад увидеть, что и Bubble тоже в какой-то момент пришли к подобному выводу, нельзя не заметить, что давно витавшие в воздухе идеи начинают применяться на практике. Надеюсь на дальнейшее хорошее сотрудничество сценариста, редактора и арт-команды, которое приведет только к улучшению качества комикса.

DERDEN: Интересное и неожиданное мнение для меня насчет стэндалонов. Ты знаешь, я как раз считал абсолютно наоборот. Мне было очень тесно и некомфортно находиться в небольших арках «Бесобоя», в котором за два-три номера надо было уместить завязку, интригу, развязку и хороший мордобой (все-таки не будем забывать, что это экшен комикс). У меня все это время было ощущение «галопом по Европам», и я мечтал о большом эпичном арке номеров на пятнадцать с тремя-четырьмя параллельными линиями. Наверное, мне испортили вкус макси серии DC (52, Batman Eternal и др.), но масштаба мне не хватало и не хватает. Но сейчас, когда ты рассказал про стэндалоны, я, наверное, соглашусь. В реалиях русского рынка комиксов длинные сюжеты – это кирпич для серии. Что же, предлагаю тебе небольшую задачку, которая будет неким выводом: назови три самых главных достоинства в «Бесобое» по твоему мнению и три его самых больших недостатка.

REDSON: Говоря о достоинствах, первым делом выделю демона Шмыга. Да, раньше он бесил, но сейчас его превратили в умного и даже местами трогательного персонажа. У них с Бесобоем мужская дружба.

Второе явное достоинство – художники, которые не увлекаются имитацией западных кумиров, а просто выдают качественный мейнстрим. Третьим достоинством внезапно назову колористов, скромных солдат комиксного фронта. Их у серии тоже неопределенное количество, но те, что пришли на номера 23 и 24 (Orphen Sirius и Татьяна Якубец), выдают нечто особенно приятное глазу, придавая рисункам объем. Очень насыщенные и экспрессивные цвета – когда зашедшие в магазин комиксов друзья начали листать 24-й выпуск, у меня глаза загорелись, как у сороки, увидевшей блестящую побрякушку. Все-таки комиксы – искусство визуальное, а я на визуал падок. Если кто-то все же сомневается, давать ли «Бесобою» шанс, пролистайте №24.

DERDEN: Соглашусь про колористов. Они настоящие молодцы. Открывая каждый новый номер «Бесобоя» я поражаюсь качеству покраски, которая не уступает, а в чем-то даже и превосходит некоторые западные аналоги. Например, тот же Zenescope давно остался позади по этой части. Ну и, конечно, художник Васин. Оооо, этот великий Васин, на плечах которого держалась вся атмосфера серии. Не знаю, где он берет энергию и силы, но два года тащить периодику, при этом улучшая качество рисунка – это действительно маленький такой подвиг на локальном фронте. Отдельно хочется выделить Артема Бизяева, который рисовал часть кроссовера «Инок против Бесобоя». У него острый и резкий стиль, который очень подходит боевым сценам и вообще мрачному духу героя (Васин тут ему даже значительно проигрывает). Получился эдакий хороший русский вариант «Карателя». Интригует и новичок meissdes, которая в дуэте с Ozich сделала очень сильный 23-й номер.

REDSON: Недостатки трудно так вот сразу выделить, глубоко я ушел в режим позитива. Впрочем, если уж откровенно, то главный недостаток комикса – его же главный герой. Я, кажется, весь пост говорю о суровых мужиках, но Данила именно он и есть. Ветеран войны. С ним хороший экшен и он не идиот, но как персонаж – не зажигательный и не интригующий. Интриговал, когда скрывал лицо под капюшоном. Потом снял его и стал Джейсоном Стэтемом русского разлива. Зато при нем есть хоть и маленький, но хороший набор вспомогательных персонажей, без которых серия скатилась бы в бездушное месиво. Данила страдает, хмурится, но отношения с ним у меня пока не складываются. История, однако же, знает достаточно примеров успешных сюжетов, в которых протагонист был наименее выразительной частью картины. Вторым недостатком я бы назвал общую стандартность в подаче, но это если бы мы взялись писать статью два месяца назад. Уход в стэндалоны помог сюжету сфокусироваться и стать динамичнее, воду выцедили, и теперь, когда сцены длятся чуть ли не в три раза короче, не успеваешь замечать, что каких-то изысков и изюминок нет. Не знаю, правомерно ли их вообще требовать. Может, у авторов свое видение и свои намерения. Третий недостаток? Не знаю, вкусовщина ли это или действительно ощущение, что чего-то недодают или недожали, но я не особо увлечен всей, эм, мифологией с делами в Аду и прочим. Выполнение миссий само по себе хорошее, но общие линии, вокруг которых строится весь конфликт? Недостаточно весомые что ли. Может, из-за замкнутости? Нет ощущения, что Бесобой живет в мире, который надо спасать, есть его мирок внутри нашей реальности с теми двумя вспомогательными персонажами и периодически возникающими демонами. Возможно, все-таки вкусовщина и неприятие условностей жанра.

DERDEN: И опять сложно с тобой не согласиться. Мне очень нравится общий концепт «Бесобоя», безумно понравилось, как они ввели центральную линию борьбы за трон Сатаны, но всегда при прочтении остается ощущение, что недожали по узким деталям. Ты абсолютно верно подметил, что все что происходит, словно происходит в карманной Вселенной. Ну вот вторгся, допустим, Магрид на Землю. Невероятно могущественный демон, все дела, нам пишут, что это грозит Земле большими бедами, а реальных подтверждений этому мы не видим. Ну да, можно списать на то, что Бесобой вовремя предотвратил беду, но в том же B.P.R.D. можно не иллюзорно, чуть ли не физически ощущать последствия вторжения лягушек и подземной расы на города людей, а здесь этого совсем не чувствуется. Второй момент: я уже ранее говорил, что авторы очень поторопились с раскрытием личности Данилы. Пока он был в капюшоне – была интрига, сейчас, когда софиты высветили его полностью, Даниле ощутимо не хватает харизмы. Даже у немногословного марвеловского Карателя есть выпуклые детали в характере за которые можно зацепиться, а здесь герой очень ощутимо проваливается на фоне всех остальных персонажей, заполняя лишь слот «парня, который должен крошить всех этих демонов».

Ну и, конечно, мне очень не хватает женских персонажей в серии. Пусть будет чистый субъективизм, но я обожаю сексизм в комиксах и всячески его приветствую. А в «Бесобое» просто обязывающий для сексизма сеттинг: ад, пороки, демонессы, соблазнения и прочее. Какую тонкую химию можно было выстроить в диалогах и графике! Но увы. Будем пока читать, как Данила крошит в мелкие кубики очередного могущественного демона.

REDSON: В заключение хочу сказать, что я все-таки воспринимаю «Бесобой» как комикс, которому чего-то не хватает, чтобы стать совсем уж отличным, а вовсе не как комикс, которому никогда не выбраться из-под горы проблем, которые он сам же себе и создал. Это большой шаг в правильном направлении. Я пришел прочитать выросший в качественном плане комикс и смог увидеть, как он продолжает улучшаться прямо на моих глазах. Не вижу причин, почему он не может делать так и дальше. Даже интересно, что там в других сериях происходит. Надо почитать! А вы, уважаемые читатели нашего сайта, попробуйте пока почитать "Бесобоя".

Сделав вот такие выводы, мы также попросили прокомментировать развитие серии "Бесобой" ее сценариста Евгения Федотова и главного редактора издательства Bubble Артема Габрелянова. Оба любезно согласились предоставить свои комментарии.

Что думает Евгений Федотов:

За два года мы сделали кучу ошибок, пару раз добились крупного успеха в работе над серией и сейчас активно расширяем границы мира Бесобоя. Очень радует творческий рост наших художников. По моему мнению, эта мрачная гнетущая атмосфера демонической Москвы, которую создают наши команды, получается очень колоритной. Приятно читать. Серия закономерно развивается, по-моему, мы прошли многие этапы начинающих комиксов и сейчас активно создаем свою вселенную и свой канон - правила мира Бесобоя, которые будут знакомы нашим читателям. Когда будут понятны правила игры, можно будет начинать и экспериментировать, это будет весело. Ну и немного тизернем планы на будущее: в ближайшее время у героя появится еще один напарник, кое-кто из легионов Ада все-таки добьется своего, ну и найдется тот Достойный, кто сможет занять трон свергнутого Сатаны. Как-то так =)


Что думает Артем Габрелянов:

За два года работы "Бесобой" прошел путь от простого зубодробительного экшена до мистического триллера с кучей смыслов и подтекстов, и это целиком и полностью заслуга Евгения Федотова и Андрея Васина - ведь именно они убедили меня свернуть с вектора "каждый номер мочим новых демонов", которым так славились первые выпуски комикса. Начиная с 5-го номера "Бесобой" стал обрастать собственной мифологией, и работа над ней продолжается и по сей день. К примеру, всего нами было заявлено двенадцать демонических легионов, а мы пока детально поведали лишь о трех. А ведь есть ещё куча разных других сил... Другой нашей заслугой я считаю привязку действия комикса к реальным существующим объектам - если раньше Бесобой появлялся на ноунейм заводах и переулках, то теперь видно, что он живет в самой настоящей Москве - одна история "Три сестры" чего стоит! В ней мы плотно связали нашу мифологию с существующими историческими сооружениями - сталинскими высотками. Каждый раз, когда я проезжаю мимо них, всегда вспоминаю о Бесобое. И это круто! Третьим большим плюсом я считаю удачное развитие истории главного героя. Из безликого мстителя Бесобой превратился в человека с личной трагедией, отголоски которой еще долго будут преследовать его. Мы довольно быстро дошли до того момента, когда Данила стал всемогущим и непобедимым убийцей демонов, после чего приступили к его полной деконструкции. Как физической, так и личностной. И эта тема будет развиваться и дальше. Сейчас я практически полностью отошел от работы над "Бесобоем" и переключился на другие проекты. За дальнейшую его судьбу я не волнуюсь, так как серия перешла в хорошие руки Евгения Федотова, Алексея Баранова и Романа Коткова.


sterpazook, 19.09.2014 15:09:03
Бизяев >>> Васин
valber, 19.09.2014 21:09:00
Читаю в основном Майора Грома из-за первоначальной его привязке к общим опозиционным событиям, он был больше всех связан с Россией. Сейчас купил Инока и Бесобоя и доволен, с сюжетом лучше).

Хотелось бы большего использования тех же легенд вроде Метро-2 , подземного города, башня меньшкова. Также в плане мрачности не достает каких нибудь революционных(1905, 1917) сектантов(жаль Миньоле не подкинуть тему), вроде безумных большевиков взрывающих церкви с красными перевернутыми звездами на буденовках и прочих свидетелей нового будущего, нового мира, не только же в германии такие были.

Ну Bubble и Удачи !!! Двигайтесь дальше ,поднимайте планку.
Morozzz, 19.09.2014 22:09:34
не достает каких нибудь революционных(1905, 1917) сектантов(жаль Миньоле не подкинуть тему), вроде безумных большевиков взрывающих церкви с красными перевернутыми звездами на буденовках

что-то мне кажется в нынешних реалиях такой комикс быстренько прикроют
Chronic, 19.09.2014 23:09:51
Сериал про Чапаева не прикрыли же, а его по первому в прайм тайм показывали, а тут всего лишь комикс
Boom Clap, 20.09.2014 12:09:35
А их в в виде тпб выпускать не собираются?
Ksander Ad, 20.09.2014 13:09:01
Собираются. На Комиконе в октябре презентация будет
Noris, 22.09.2014 13:09:51
Покупал все серии где то до 14 номера, потом перестал, но не потому что стало не интересно, а ибо за####ся уже платить за услуги почты, какого же фига в наших киосках нету комиксов bubble спрашиваю я у владельцев роспечатей, "иди ты на №№№" со своими комиксами" отвечают они, ну ничего, скоро откроется первый магазин комиксов, надеюсь там будет бесобой и особенно красная фурия моя любимая.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
31873 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
30681 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
23849 103