RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

ALL-NEW МЖДЗ: SUPERIOR SPIDERMEDIA

27.01.2015, 16:33 — Евгений Еронин 4874 0
Теги: МЖДЗ

Мы очень любим рецензировать комиксы. Сегодняшние темы: в очередной раз кончается X-Factor Питера Дэвида; Дэмиен Уэйн воскрес и вернулся на страницы серии Batman and Robin; комикс Copperhead проводит новую попытку совместить фантастику и вестерн; Алан Мур пишет Crossed; Supergirl  — лучший комикс DC, который вы не читаете; а Superior Iron Man — просто песня.

Расшифровка системы оценок Архив рецензий
AII-New X-Factor #1-20 Batman and Robin #1-38 Copperhead #1-5
Crossed Plus 100 #1-2 Supergirl #36-38 Superior Iron Man #1-4

AII-New X-Factor #1-20 / Marvel

 

Сценарист: Питер Дэвид Художник: Кармайн Ди Джиандоменико, Уилл Слайни

Что думает Citizen X :

Вот так вот тихо и незаметно закончилась эпоха. Не хочется растекаться словом, мое мнение по Дэвиду вообще и по его Икс-Фактору предельно простое: Питер Дэвид — это глыба, Икс-Фактор — один из лучших комиксов нулевых. Возможно проблема как раз в том, что сейчас не нулевые и просто прошло время. А возможно, проблема в том, что издательство Марвел больше не заинтересовано ни в бренде, ни в конкретных персонажах. Ну что ж, бывает.

Я, честно говоря, до последнего верил в то, что этот перезапуск с вдруг ставшим таким популярным прилагательным, окажется не менее продолжительным, чем предыдущий волюм. Была такая уверенность, подкрепленная простым фактом: серия имела необыкновенно стабильную читательскую аудиторию, которая за последние годы практически не менялась. Но, наверное, то, что было аргументом лет пять назад, сейчас уже им не является. Да, все меняется. Что не изменилось — так это подход ПАДа к своим персонажам. То есть вы понимаете, Дэвида можно в чем угодно обвинять и за что угодно ругать, но никто и никогда не посмеет сказать, что у Питера Дэвида проблемы с персонажами. Это вот у человека, который будет писать Квиксильвера сейчас, проблемы с персонажами (и не только с ними), а Дэвиду, вот чтоб по-честному — по сольнику на каждого участника всех его икс-факторов, и он бы потянул, несмотря на все проблемы со здоровьем. Но мы же все понимаем. Я не знаю, специально не считал, но думается, что общее количество номеров комикса Икс-Фактор, написанных Питером Дэвидом, таки перевалило за 160. Вообще интересное наблюдение: все три захода ПАДа на тайтл так или иначе были связаны с крупными встрясками и переформатированиями франчайза. И пережили их. В далеком 1991-м, в не таком далеком 2005-м и вот сейчас. И да, все сегодняшние перетряски, которые кажутся просто постоянными, непроходящими, перманентными, комикс таки не пережил. Возможно, в этом его счастье.

ДОБРО


Batman and Robin #1-38 / DC

 

Сценарист: Питер Томаси Художник: Патрик Глисон

Что думает Ларош:

Дэмиен Уэйн недавно вернулся из мертвых: свежий, отдохнувший и с суперспособностями. Но это не значит, что у него стало меньше проблем — его покойная мать и Бэтмен-отец — все еще не самое лучшее наследие для десятилетнего мальчика, получать удовольствие от борьбы с преступностью ему не разрешают, а в истории с воскрешением (и тем, что он пропустил между смертью и воскрешением) — слишком много вопросов. Так что Дэмиен будет заново находить свое место в мире — и судя по 38-му номеру, будет заниматься этим всю ближайшую арку. Питер Томаси сейчас существует как бы в двух состояниях ума одновременно — по крайней мере, я себе это так представляю. С одной стороны, ему надо возвращаться к местами трогательной, местами комичной и в целом мелкомасштабной манере, в которой он писал «Бэтмена и Робина» первый год своего рана. А с другой — в истории осталось пока слишком много элементов, скопившихся за то время, что на серии сначала открылся мемориал «Храбрых и отважных» имени Боба Хейни (Дэмьены-клоны, выращиваемые в китах! сражения с мифологическими чудовищами! время, когда серия дразнила тим-апом с Двуликим...), а потом филиал «Лиги справедливости». И поскольку все это в серию ввел он сам, замести пепел под ковер не получится. Из-за этой проблемы с разгребанием последствий собственного безумия 38-й номер кажется одновременно двумя комиксами. Один продолжает лейтмотивы арки «Born to Kill» (которые Томаси уже достал и размял в «Robin Rises — Alpha»), а другой понемногу начинает убирать с доски слишком масштабные для серии «папа и сын бьют преступников» штуки. Перед нами одновременно обретение суперспособностей как метафора взросления и самостоятельности — и конвенциональный комикс про юного супергероя, который должен навести порядок в семейном прошлом, раз этого не может сделать больше никто. К счастью, Томаси не перегибает палку с драматизмом, как это делал еще недавно. Он — один из немногих авторов нынешней обоймы DC, способных увлекательно писать «суппортную» серию, а вот когда пытается «нагнать драмы», читать его становится куда тяжелее.

Конечно, Дэмиен не был написан персонажем, который останется в бэт-мифологии надолго. И конечно, всем было понятно, что как бы старательно Моррисон его ни убивал, все равно найдутся авторы и редакторы, считающие, что вернуть его к жизни — хорошая идея. Другим Робином ведь нынешняя DC-хронология просто не располагает, а совсем без Робина Бэтмену нельзя. Поэтому решили не делать революцию — то есть, например, брать Кэрри Келли в Робины, или переводить туда Барбару (тем более, она сама предлагала), — а поступили как всегда и вернули оплаканного фанами персонажа к жизни. Тем более что и фаны были заранее готовы к такому повороту. Ну то есть нет, на самом деле нас какое-то время дразнили словами о том, что в конце арка «Robin Rises» какой-то новый персонаж станет Робином, и даже переодели всех «бывших» Робинов в светофорные костюмы, чтобы всем было интересно порисовать вариантных обложек и комишшенов с ними. Но чем дальше, тем больше было понятно, что «поход на Апоколипс» писать ради чего-то меньшего, чем воскрешение Дэмиена, не стали бы. Без Робина Бэтмену нельзя, но и с Робином бывает не очень. В «New52» с его плохо сросшимися переломами бэт-хронологии Дэмиен аккомпанирует мрачному Брюсу, а не оптимистичному Дику, от чего блекнет и не раскрывается в полной мере. Из месяца в месяц читать одни и те же — не очень, надо сказать, оригинально написанные — препирательства отца и сына неинтересно. Возможно, новообретенная «самостоятельность» Дэмиена решит эту проблему, а то раньше она в серии не решалась. Из тех же хронотравм растет непонятное положение Дэмиена относительно других, прежних Робинов. Этого вопроса Томаси тоже касался в сюжете «Терминус», но там он скорее отшутился, чем сказал что-то весомое и/или интересное на этот счет. Я думаю, что Томаси еще когда до перезагрузки принимал эту серию от Гранта Моррисона, уже знал — в конечном итоге Дэмиена будут воскрешать и достанется эта работа и ее последствия именно ему. Поэтому-то он с каждым выпуском писал Робина все более мягким, пусть даже упуская нюансы, которые были у этого образа в комиксах Моррисона. И теперь, когда Дэмиеном он владеет практически безраздельно, писать его Томаси может, как захочет. Статус одного из о-очень немногих авторов, кто остался на своей серии с момента запуска «New52» и не собирается с нее уходить, полагаю, развязывает руки — Томаси и до сих пор-то игнорировал всё, касающееся Новых Богов и Апоколипса в более крупных сериях, а теперь явно видно, что и на разные там «Batman Eternal» он не оглядывается. Еще одна проблема, которую я предрекаю серии и буду рад оказаться неправ — пристрастия Глисона как художника. Он просто отлично умеет рисовать Бэтмена во всех трех лицах — Бэтмена-человека, Бэтмена-героя и Бэтмена-чудовище. И другие «иконы DC» ему тоже удаются хорошо. А Робина (впрочем, и остальных бывших Робинов) рисует однообразно и без шика. В ближайших номерах, когда, судя по солиситам, Дэмиену дадут шанс поприключаться в компании «больших дядей», главный герой серии может оказаться самой деятельной фигурой в сюжете, но не самой интересной фигурой на странице. В 38 номере Глисон выдает две страницы ночных кошмаров Дэмиена (кстати, еще один мотив, который ранее в серии уже присутствовал) — и это очень эффектные и безусловно пугающие страницы. Rated T for Terrors, Trauma and Too late to check what comics your kids are reading. Ну что же, с 38 номера в комиксы вернулась такая серия «Бэтмен и Робин», какой она должна быть. Только б теперь не споткнулись.

ДОБРО


Copperhead #1-5 / Image

 

Сценарист: Джей Фербер Художник: Скотт Годлевски

Что думает Hella:

Copperhead изначально подается как вестерн. Чтобы мы не ошиблись в определении жанра, сценарист Джей Фербер даже подробно рассказывает в примечании к первому выпуску, что эта серия — не что иное, как Deadwood в космосе. Наверное, мне было бы легче ему поверить, если бы я смотрела этот сериал. Поэтому пришлось немного разузнать, какие классические черты есть у вестерна, что перенесено в комикс и какой ревизии подверглись столпы жанра. Первая черта — место действие. В нашем случае, вместо классического Дикого Запада — отдаленная планета. Не то чтобы «космический вестерн» — оригинальная идея. Вспомним хотя бы «Светлячка», да и Джордж Лукас рассказывал, что «Звездные войны» отчасти вдохновлены этим жанром. Тут главнее антураж. Копперхед — маленький городок на краю света, граничащий с опасным миром «местных». Вот только вместо индейцев жуткие паукообразные твари. Ок, продано. При всем этом мир комикса довольно обычный. Да, авторы постарались создать что-то новое: инопланетные расы, одежду, антураж, но в тоже время никаких открытий не сделали. Не хочется говорить о вторичности, потому что у этого слова слишком негативная коннотация, неуместная в данном случае. Но не ждите никаких сенсаций.

С набором «типичных персонажей» немного сложнее. Главная героиня — суровый и неподкупный шериф, но именно ход с тем, что это женщина, путает все карты (полагаю, сделать это стало возможно лишь из-за того, что действие происходит в далеком будущем). Как же быть с такими неотъемлемыми элементами, как «роковая красотка» и «невинная девица»? Зато у нас есть явный кандидат на роль «благородного индейца» (а, возможно, наоборот — «кровожадного индейца») (Измаил), «ковбой» (Бо) и минимум один коварный бандит (мэр города). И доктор-алкоголик, как же без него.

Вообще за пять номеров лишь слегка обозначили персонажей. Нам уже примерно понятны их характеры и совсем немного рассказано о их прошлом. Даже нет никаких подробностей о войне, о которой говорят чуть ли не в каждом выпуске. Но, на удивление, такую скрытность не хочется ставить комиксу в укор. Да, он раскачивается довольно медленно, но при всей простоте заставляет хотеть прочесть себя дальше. Не последнюю роль в этом играет и детективный сюжет, которому отдается примерно половина всего времени повествования. В конце концов, мы читаем о шерифе. И все-таки наибольший интерес представляет жизнь Сары Бронсон ДО приезда в Копперхед. Почему она так не любит андроидов? Где отец ее сына? Что все-таки сподвигло ее уехать черт знает куда? Не могу избавиться от слов «простой» и «обычный», говоря об этой серии, но что-то необъяснимое и цепляющее в ней есть. Поэтому авансом, но все-таки

ДОБРО


Crossed Plus 100 #1-2 / Avatar

 

Сценарист: Алан Мур Художник: Габриэль Андраде

Что думает redson:

С момента начала чудовищной эпидемии, превращавшей людей в похотливых каннибалов, прошло сто лет. Жизнь стабилизировалась. Выросло поколение, многие представители которого не видели ни одного инфицированного. Crossed Plus 100 посвящен путешествию команды архиваторов, собирающей исторические артефакты: книги, фотографии, видеокассеты. Каждый день они подвергают себя смертельной опасности, но именно сейчас увидят ее лицо. Если вас мучает вопрос «Зачем сюда полез еще и Алан Мур?», достаточно вспомнить, что в 1990-х он писал Wildcats и Supreme, а у вселенной, созданной Гартом Эннисом, репутация, пожалуй, чуть получше. Считать ли в поздние годы карьеры каждый следующий шаг сценариста более весомым (что-то новое выходит реже, а если выходит — значит, есть причина) или наоборот сойтись на том, что главное Мур уже давно создал, а теперь просто развлекается — решайте сами. Я, открывая комикс, всего лишь хотел узнать, хороший ли он.

Начнем с того, что в плане рисунке эта мини-серия интереснее, чем Neonomicon, предыдущий проект Мура для Avatar. Там показывать было особо нечего — комната для допросов, вечерний город, закрытый бассейн; здесь же разрушенный мир, руины цивилизации. Можно куда угодно помещать мелкие и незначительные детали, оживляющие место действия. К сожалению, выбор Габриэля Андраде преимущественно однообразен: повсюду сплошь ржавые остовы автомобилей да черепа. Только во втором выпуске, когда герои находят заброшенный особняк, художник немного приободряется, укладывая плюшевого мишку посреди коллекции гитар. Помимо этого, ему пару раз удается изобразить в одном кадре действие на нескольких уровнях (несомненно, с подачи подробного сценария Мура, который описанию одного кадра может посвятить полторы-две вордовские страницы), когда есть герои, что-то делающие на переднем плане, а есть герои на втором и даже на третьем. В кино в таких случаях играют с резкостью, делая четкими тех, на ком зрителю положено сконцентрироваться, и размывая остальных. Комиксы, как правило, не видят в этом смысла, здесь читателя никто не подгоняет, и он волен рассматривать одну панельку хоть 10 минут.

Crossed Plus 100 примечателен именно глубиной проработанности кадра. Если откроете большинство выходящих в Америке серий, то заметите, что там действие чаще всего кончается уже на первом уровне, дальше него мира как будто и не существует. Андраде проделывает достойную работу. Недостаток изобретательности искупает старательностью. Что до Мура, то инстинкты ветерана фантастики подсказали ему сделать комикс максимально непростым для чтения: пролететь через первый выпуск у вас не выйдет, вы потратите его на расшифровку новой версии английского языка, на придумывание которой Мур, судя по всему, потратил большую часть творческих усилий. В пост-апокалиптичном будущем язык атрофировался, многие слова кардинально изменили смысл. Пожалуй, главное достижение сценариста на этом поприще — переименовать fantasy и science fiction в wishful fiction, а сокращенно Wi-Fi. Но и это скорее тянет на прикольную идею ценностью в сто ретвитов, чем на гениальное открытие.

В целом оценить работу Мура пока трудно. Он не перебарщивает с жестокостью, не отпускает циничных комментариев, не разыгрывает карту сексуального девианта, в принципе не создает атмосферу и не наделяет сюжет какой-либо личностью. Даже интрига есть просто чтобы быть. Мур выдает тот уровень профессионализма и уважения к работе, который ожидаешь от него увидеть, но комикс пока не захватывает. Несколько лет назад менее значимый британец Джейми Делано тоже написал для Avatar комикс с нечитаемым жаргоном (Narcopolis), и это было невообразимо тяжко, но Делано высоко замахивался. Алан Мур же пока лишь потягивается. Возможно, ему и не хочется никого удивить, а достаточно встать в ряд с остальными сценаристами, заляпавшими себе штаны в песочнице Энниса. Но пока и на их фоне Plus 100 смотрится невзрачно.

ЖИЖА


Supergirl #36-38 / DC

 

Сценаристы: Кейт Перкинс и Майк Джонсон Художник: Эмануэла Лупаччино

Что думает Citizen X :

По-хорошему, уже за страницы с Комик Коном из последнего номера сабжу нужно ставить ЗОЛОТО и даже не заморачиваться аргументами. Но мы не будем торопиться, возможно, этот комикс еще лучше, чем кажется на первый взгляд. Так, стоп. Мы же о комиксе про Супергерл говорим? С именем Майка Джонсона в соавторах? Что же изменилось? В одном из первых интервью Кейт Перкинс (или просто Перкинс, в самом комиксе она обозначена как К. Перкинс) сказала примерно следующее: значит, задолбало видеть женских персонажей, которые пассивные и вечно страдающие из-за неправильного выбора мужиков. Мы будем делать комикс о молодой девушке, которая активная, умная и героическая. То есть примерно то, что делали другие люди на серии раньше, но наоборот. Это я уже от себя, да, но суть передал. Я не знаю как много здесь Майка Джонсона и как много его было с Майклом Грином на старте тайтла, но это даже не небо и земля придумайте сами две абсолютно противоположные штуки и поставьте рядом. Вообще я, конечно, несправедлив. В принципе были, были какие-то неплохие моменты в этом многострадальном во всех смыслах тайтле, которые могли бы работать, если бы их было немножко больше. Ведь в чем главная проблема постребутного комикса о Супергерл — абсолютное, ну то есть вообще, отсутствие любого развития титульного персонажа. Вот нам уже пережевали то, что мы и так знали и то, что мы и так видели в прошлом воплощении Кары, но не остановились на достигнутом, и продолжали жевать то же самое на протяжении двух десятков номеров. По итогу, Супергерл получилась пренепреятнейшим персонажем, мерзким, с нытьем про потеряный Криптон и ненависть к Земле, которое, казалось, не закончится никогда. Ну и сама серия, соответственно — унылое говно про эти самые кхмкхмстрадания, из-за которых ни на что другое тупо не оставалось времени. И все это — с абсолютно серьезными щами, даже без намека на хотя бы самый плохенький юмор. Настоящее возрождение комикса наступило с приходом Тони Бедарда, который оказался как нельзя кстати — взял и отправил Кару нахрен. Ну то есть в команду Красных Фонарей, тем самым впервые задав более-менее вменяемое направление для персонажа. Молодец. Что лично я жду от комикса о Супергерл? Мне нужен героизм, это же Суперсемья, в слове героизм — все что я люблю в Супер-франчайзе. Супергерл же — классический архитипчный образ юной супергероини, по сути уникальной в своем роде. Да, она не Супермен, да, она другая, да, не росла на Земле, блаблабла, все это мы уже видели, почему нельзя просто двигаться дальше? Как оказалось, можно. И надо то всего ничего — концепция, космический Хогвартс (или школа Джин Грей, как хотите), новые годные персонажи, приключения, юмор — и сделать так, чтобы это все заработало с первых же страниц. А еще хорошего художника: Лупаччино — Богиня, я не знаю сколько бы этот комикс потерял своего очарования, не будь ее с нами.

Но главное — наконец-то сделать Супергерл такой, какая она должна быть. Это так не объяснишь, это прочувствовать надо. Вот с первых страниц, разговор с Кларком — все понятно, эти люди знают, что делают. Кто у нас писал хорошие комиксы о Супергерл? Дэвид, Келли, Уэйд, Ракка, Гейтс. Немало. Теперь запомните — дуэт Перкинс и Джонсон. В пятерку зе бест — по итогу трех номеров рана. И такое бывает. Остается только надеяться, что у ребят долгоиграющие планы для Кары и после очередной глобалки темп не будет потерян.

ЗОЛОТО


Superior Iron Man #1-4 / Marvel

 

Сценарист: Том Тейлор Художник: Илдирай Чинар

Что думает redson:

Если б я не знал, при каких сюжетных обстоятельствах и в какие периоды искривления генеральной линии компании родился сначала Superior Spider-Man, а затем и Superior Iron Man, то упрекнул бы Marvel в наличии действительно интересной Большой Идеи. Комиксы появились стихийно и никак между собой не связаны. И все-таки у них столько общего: за основу берется мысль, что в определенной степени потенциал героя не просто к решению текущих проблем, но и к серьезному изменению будущего в лучшую сторону ограничивают морально-этические нормы. Приставка Superior в названии подразумевает героя, преодолевшего давление совести и гуманизма и переставшего беспокоиться о каждом отдельном человеке. Став Superior, он начинает работать на достижение великой цели. У Человека-Паука раскрывался потенциал супергероя как охранника порядка, у Железного Человека раскрывается потенциал изобретателя как гаранта светлого будущего.

Да, именно так. После переписывания личности Тони Старк не просто взял и превратился в сволочь, он по-прежнему верит в то, что делает. Избрав Сан-Франциско полем для экспериментов, он подарил всем местным жителям приложение «Экстремис 3.0», делающее каждого молодым, красивым и здоровым. Потом отобрал и назначил за него цену. В 4-м выпуске Тони объясняет, что таким образом мотивировал горожан самостоятельно изменить свою жизнь. Хочешь получить то, что хочешь? Зарабатывай больше! Тотальный контроль Человека-Паука над всеми нью-йоркцами — вещь забавная, но супергерой-капиталист — это же потрясающе!

Главное и неоспоримое преимущество нового Superior-комикса над предшественником в том, что не было необходимости заменить человека в доспехах на суперзлодея — сценарист Том Тейлор всего лишь вытащил наружу все самые потаенные стороны личности Старка. В общих чертах это тот же человек: подростка-уголовника пожалеет, коллеге-супергерою погибнуть не даст. Но в его глазах загорелась искра, вселяющая ужас. Оценивая том Кирона Гиллена, я писал, следующее: «В некотором роде увлекательность каждого нового направления комиксов про Тони Старка зависит от того, как он на сей раз решил самовыразиться и что-нибудь искупить». Отлично самовыражается, искупает годы искуплений. У меня нет ощущения, что персонажа портят. Комикс воспринимается как эксперимент. Как далеко заведет героя вся эта история? Как далеко ему позволят зайти? Superior Iron Man не предает вашего любимого супергероя, эффект от комикса обратен «Супериор Пауку». Если веселого Паркера заменил убесерьезный Октавиус, то Старк напротив впервые за долгое время вспомнил, как круто на самом деле быть гением, миллиардером и Железным Человеком.

ДОБРО

CubaFaraway, 27.01.2015 16:01:27
Какой-то слишком добрый мждз на этот раз вышел
Shargor, 27.01.2015 16:01:50
Всё так, при этом хуже всех выступил АЛАН МУР. Разрыв шаблонов на Спайдермедии.
Robert Dent, 27.01.2015 16:01:20
Ого какая внезапная оценка для Супергерл! Пожалуй прочту раз такое дело)
Citizen X, 27.01.2015 20:01:14
Все так, отвечаю)
Feylog, 27.01.2015 23:01:36
да-да кстати, я пару месяцев назад решил попробовать почитать, где то за пару выпусков до того, как она надела красное кольцо, затем не смог остановиться, действительно очень годный комикс получился.
ВКПС, 27.01.2015 19:01:15
Superior Iron Man хорош. Тейлор молодец.
Feylog, 27.01.2015 23:01:46
слишком циничный, он прямо говорит - "детки, вершите зло ради добра"
Citizen X, 27.01.2015 20:01:00
Мне тоже нравится айронмен, это не десять из десяти, но там вот помимо всего хорошего есть всякие интересные штуки, вроде той, как дардевил почти весь номер показывает нам своими глазами, и какая никакая интрига, вроде личности в старом айронменском костюме.
Пока самая слабая часть связана с этим пацаном абоминейшном, пока не ясно зачем он нужен и почему именно он.
Ну и конечно сам тони старк, вот мразь же и подонок, но тейлор слава богу не перегибает и пишет антигероя, который не переходит черту

Cameron, 27.01.2015 22:01:08
>>>и какая никакая интрига, вроде личности в старом айронменском костюме.
*Пальцем в небо* Упорно не выветривается из головы идея, что это жёсткий диск с личностью Старка, загруженный Пеппер напрямую в броню. Тот самый, с помощью которого ему вернули память под конец тёмного правления.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34538 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33482 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103