Итоги года! Куда же без них, пусть даже сайт медленно, но верно загибается.
2010 был для комиксов годом хорошим, может быть даже замечательным и ради того, чтобы рассмотреть его более-менее подробно, я потрачу на это беспродуктивное занятие три поста:
Первый, что вы сейчас читаете, о худших комиксах уходящего года (всегда нужно первым делом выбросить мусор) и нескольких талантливых художниках, выскочивших на сцену в 2010.
Второй, самый объемный (задержки и срывы дэдлайна неизбежны) – о тех онгоингах, что продолжали радовать в этом году, а также о просто лучших комиксах, в том числе и закончившихся.
Ну и
третий, со взглядом в мрачное завтра, о перспективных сериях-дебютантах и том, что я больше всего из графпрозы буду ждать в 2011 году.
Как водится, никакого разделения на жанры, компании и страны, никаких глупых топов – сплошные списки.
Разумеется, я жду вашего мнения в комментариях!
ГОВНО
Уж извините, иначе не назовешь.
Я убежден в том, что любые художественные произведения делятся на три вида: хорошие, о которых нужно рассказывать как можно больше, посредственные, о которых лучше молчать, чтобы о них забыли, и плохие, вернее даже ужасные, - те, о которых нужно писать хотя бы для того, чтобы посмотреть в глаза зверя и заодно поупражняться в остроумии. Комиксы всех лет были богаты этим делом, но отличительной особенностью отборного говна в нашем любимом медиуме является то, что экскременты, как правило, исходят от “высокобюджетных” проектов большой двойки – и то, что там происходит, легко затмевает большеухих негроботов из второй части кина про Трансформеров.
Batman: Odyssey Нила Адамса вполне может стать предостережением для Marvel и DC (для вторых – в большей степени) от того, чтобы доверять заслуженным ветеранам “проекты мечты”. По сравнению с тем, что напридумывал сторонник теории полой Земли Адамс, фетиши Говарда Чайкина и Криса Клэрмонта, и даже лабиринты сознания Фрэнка Миллера, кажутся всего лишь легкими старческими причудами. “Одиссея” это поток больного сознания, скачущий от пародии к серьезной драме, нарисованный до неуютности пугающе реалистично. В Бэтмена стреляют, Бэтмен стреляет сам, улыбающийся Робин скачет как попрыгунчик, где-то выскакивают гест-стары, чтобы присоединится к карнавалу жутких гримас, показанных ну очень крупным планом – главный ущерб от такого безобразия наносится не только текущему состоянию линейки комиксов компании, но и классическому рану Дэнниса О’Нила и Нила Адамса; даже опытным читателям после общения с Batman: Odyssey может придти в голову мысль о том, что а может быть и в первый раз все было не так хорошо.
Batman: The Widening Gyre. Тем, кому было недостаточно продающего свой анус Джокера и изнасилованной Черной Кошки, Кевин Смит, повоевав с авиакомпаниями и кинокритиками, приготовил новое дурно пахнущее блюдо из Бэтмена, натужной “взрослости”, своего богатого жизненного опыта и двух сотен отсылок к хорошим комиксам. Очень многие любят шутить про Бэтмена, его пафос, его раздутую трагедию, его личную жизнь, про это сочиняют анекдоты и рисуют стрипы, сам Смит активно шутит на супергеройскую тему в своих фильмах (помните Броуди в Mallrats и его вопросы к Стэну Ли?), но всегда нужно знать, где остановиться. А Смит, в своем большом и официальном комиксе про Бэтмена все продолжает писать всех персонажей как его любимых бездельников-травокуров и считает верхом смелости и остроумия потратить пару страниц на разговор о том, сколько оргазмов женщина может испытать в постели с Брюсом Уэйном.
Justice League – The Rise of the Arsenal. Из всех комиксов в этом шитлисте, этот будто бы всеми силами старался стать худшим комиксом как минимум десятилетия. В нем есть все составляющие того, что в настоящее время понимается под ужасным комиксом: принадлежность к кроссоверу (другая часть это аналогично чудовищный Fall of the Green Arrow), абсолютная беспомощность в работе с серьезными темами, которая давно уже позорит жанр, идиотские диалоги, заставляющие хохотать, супергеройские похороны и мерзкий любительский рисунок. Обложки от Майка Мэйхью с пластиковыми людьми вслед за всем этим это прямо-таки бантик на подарочной коробке. Потерявший в худшем комиксе прошлого года (Cry for Justice) дочь и руку Рой Харпер, он же Арсенал, нюхает выдуманные сценаристами DC наркотики, ссорится с друзьями (YOU WERE WHORING AROUND IN SPACE WITH KYLE), страдает от импотенции и примеряет протез, почему-то похожий на Infinity Gauntlet.
Предыдущие пункты в списке показали дно, на которое падают комиксы, написанные заслуженными ветеранами индустрии и знаменитостями соответственно. Rise of the Arsenal же подводит черту под целой тенденцией, которую критиковал еще Грант Моррисон в Flex Mentallo - авторы мейнстримной супергероики долгие годы пытались перещеголять друг друга в повышении градуса своих комиксов, забывая о хорошем вкусе и контроле качества. Количество изнасилований, расчлененки, упоминаний секса, наркотиков и изображений дохлых кошек кому-то показались характеристиками хорошего комикса и супергероика стала местами напоминать постперестроечный российский кинематограф. Хиты вроде Identity Crisis только усугубили проблему, но я надеюсь, что мгновенно превратившийся в посмешище Rise of the Arsenal заставит сценаристов думать дважды, прежде чем сажать протагониста на иглу.
Двойной залп Марка Миллара –
Nemesis и
Ultimate Comics Avengers. Для неуемного шотландца этот год был, наверное, лучшим в его жизни. В экранизации Kick-Ass не было ткацкого станка судьбы, так что он получил возможность порекламировать себя вместе с убогим фильмом, что, в свою очередь, позволило ему делать комиксы, совершенно не скрывая того, что они интересуют его только в качестве материала для будущих адаптаций. Но даже так очень странным выглядит то, что успешным муви-питчем могло стать что-то вроде Nemesis – истории про злого “Бэтмена”, паразитирующей на источнике вдохновения (вполне конкретный фильм The Dark Knight, помните, он еще миллиард собрал) больше, чем это делают “пародии” производства Зельтцера и Фридберга. В лучших традициях творческих неудач Миллара персонажи говорят как тринадцатилетние, а титульный злодей вытаскивает из шляпы по пять сюжетных твистов за выпуск – наверное именно этого не хватает Голливуду.
Другой проект Марка, которому вряд ли будет суждено воплотиться на экране – Ultimate Comics Avengers, продолжение Ultimates без жизненно необходимого для него Брайана Хитча. Понимая, что Джосс Уидон и друзья в фильме про Мстителей будет использовать элементы разве что из первого тома Ultimates, Миллар пустился в захватывающее путешествие по волнам комиксной абсурдности. Абсурдность эта в его представлении воплощается в веселой косплей-вечеринке, когда в костюмы и образы классических героев одеваются совершенно рандомные люди. Именно так получились гангста-ученый Халк, Халк-нёрд, каннибал Человек-Паук, юный охотник на вампиров Дэрдэвил и вампир в первой броне Железного Человека. Да, именно это вы можете найти в тетрадках юных читателей комиксов, порадуемся за усиление связи известного автора с аудиторией.
Вообще, было в этом году и много комиксов на грани между “просто плохо” и “вельзевуловы бездны” – особо отличилась марвеловская линия мини-ивентов. Очередной иксменский кроссовер
Second Coming показал чудеса раскоординированности авторов,
Shadowland успешно положил комиксы про Дэрдэвила в спячку,
Doomwar достиг новых вершин сумасшествия комиксной науки; на фоне этого бесстыдный World War Hulks выглядит даже выигрышно (серьезно, там было несколько сносных выпусков с периферии).
Ок а теперь о приятном
BREAKOUTS
Шон Мерфи до нынешнего года был в не самом лучшем положении – знающих людей он радовал рисунками на своем альбоме на deviantart и там же он выложил роскошный
Росомаший Алфавит, но все изменилось с выходом
Joe the Barbarian. Добрый шотландский волшебник Грант Моррисон будто специально уступил место художнику как главной звезде комикса – сама история, не то чтобы оригинальная, вряд ли смогла бы удержать читателей, если бы не Мёрфи, чей уровень мастерства резко возрос. Шикарные развороты, динамичные сцены, эффектные дизайны, грамотно переданные “тихие” моменты – джентльменский набор для художника комиксов.
Вслед за успехом “Варвара Джо”, DC, остро ощущающие нехватку талантов, вернули из забвения нарисованные Шоном Мёрфи мини-серию
Hellblazer: City of Demons и ван-шот
Teen Titans: Cold Case, некогда забракованные, а также отправили на репринт два его номера Хеллблейзера с Джейсоном Аароном.
Конечно, у
Джеймса Стокои уже были за спиной два тома Wonton Soup, выпущенных Oni Press, но именно его дебют на Image с ядовитым фэнтези
Orc Stain заставил всерьез обратить на него внимание. Стокои – один из немногих американских художников комиксов, кто способен воспользоваться японским влиянием на более глубоком уровне, чем шипастые прически и глаза-блюдца. Объекты под карандашом Стокои движутся, разрушаются и даже графически звучат с японским акцентом, при этом художник с заслуживающим восхищения мастерством использует главное оружие Америки в конкуренции с мангой – цвет. И без того живой мир фонтанирует красками и завораживает, убивая всякое желание возвращаться к тяжеловесному и угрюмому классическому фэнтези про сперму дракона.
Подсуетившись, Marvel вовремя пригласили Стокои во второй том инди-эксперимента
Strange Tales, где тот изобразил Галактуса с достойным пожирателя миров размахом.
Габриэль Хардман, неудачно оказавшись в одной лодке
Агентов Атласа с Джеффом Паркером, очень успешно, тем не менее, перескочил с ним на тайтл, имевший гораздо больше шансов прожить следующие полгода, но несший на себе печальную критическую репутацию –
The Hulk, прямиком из рук Джеффа Лоуба и Эда Макгиннеса. Паркер и Хардман доверие оправдали, сбавив абсурд скопившихся за несколько лет концептов и убрав глупые претензии серии. Хардман удивительно грамотно совмещает приземленность и экономность художников стрит-левела вроде Майкла Ларка с эффектностью супергеройского мейнстримного рисунка. В дуэте с колористкой Бэтти Брейсвейзер он просто творит чудеса.
Крис Самни несколько лет был где-то рядом, появляясь то на один, то на другой филл-ин, в 2010 году наконец на его мягкий, уютный рисунок с искусным использованием теней появился серьезный спрос. Сначала была фронтлайновская мини-серия
Siege: Embedded, подарившая миру картину “Вольстагг на гоблинском глайдере”, а затем и любимый детский комикс американских блоггеров
Thor: The Mighty Avenger. Очаровательная переделка Тора, избавленная от глупостей и сложностей оригинала, одной левой уделала все сто пятьдесят стартовавших с ней комиксов о блондине с молотом – невероятно, как спокойный рисунок Самни, никак не ассоциирующийся с заданными Кирби и Саймонсоном программами, пришелся в ней к месту. Увы, серию отменили, но то, что Самни и сценаристу “Могучего Мстителя” Роджеру Лэнгриджу доверили марвеловский
Free Comic Book Day-выпуск следующего года с флагманскими персонажами, говорит о том, что художник еще побудет на радаре Marvel.
А еще он нарисовал ОГН по
Serenity, но я по ней ничего сказать не могу.
Франческо Франкавилла, коллега Самни по блогу Comic Twart, в качестве колориста резко выделил серию
Green Hornet: Year One на фоне повыскакивавших комиксов про Зеленого Шершня. Никакого пластикового глянца современной покраски – ограниченная палитра и яркие мазки, в лучших традициях дуэта Дэвида Маззучелли и Ричмонда Льюиса на Batman: Year One и Daredevil: Born Again. Видимо, существует-таки вселенская справедливость, так как Франкавилле был дан шанс поработать над мирами обеих вышеупомянутых историй – в перешедшем Черной Пантере
Daredevil и в бэк-апе про Комиссара Гордона в
Detective Comics Скотта Снайдера.
Why so serious? Пока тут можно будет читать вот такие вещицы, мир позавчерашнего борща и неделю невынесенного мусора медии таки не грозит. В плане. ^_^ А дешёвую популярность среди делающих по вечерам домашнюю работу и тех, кто еженедельно ходит в туалет по мелкой нужде в субботу утром заспиртованными в пятницу вечером мозгами, можно запросто обеспечить выдав по блогу КиРРиЛЛу там ну или воздыхателю Кравиновой младшей. Такие дела. А за обзор спасибо. Доставило.
З.Ы.
Картинка под говном ровно по ухо персонажу справа.
там не только ран, там же еще имбецильный Earth One был
между тем
Так же Джей Ти Крул получает брейкаут райтера (от визарда, но все же), заключает эксклюзивный контракт с диси и пишет тай-ин к брайтест дэю и тин титанов, агонизирующих уже сколько времени
Проблема в том, что он не писатель, то есть вообще не своим делом занимается.
и да в этом комиксе есть просто чудовищная ситуация : "велп у меня умерла дочь, поэтому у меня теперь не стоит"
я не знаю как маркетологи и редактора диси спят по ночам
she likes it rough
бэкап про джими олсена я даже не трогал
не знаю, вижу тут тонны грязи, выливаемые на Миллара ежедневно, но не могу найти ничего плохого в Немесис и Супериор, хотя это все "сочинение на заданную тему". Ну да, но зато картинки какие! Масштабы какие! Пусть живет.
Альтимейт Авенджерс, правда, после этого поста точно не буду даже пытаться
Вообще большая двойка уже достала сильно и дико разочаровывала весь год, я на днях сдуру почитал последний ASM и там опять-двадцать пять, теперь безобидный Фил Урих резко стал психопатом, ну вот зачем все это вообще ( а вокруг все такие - да ты че, это ж новая эра, круто! Наверное, пора вырастать из этого)
Ну почему резко? Loners прочти - все корни там. И не Слотт Фила с ума свел, а Цебульски. Может ход и спорный, но сюжетно он обоснован, а корни берет вообще в предыдущих работах сценаристов над персонажем.
по-моему, надо пересмотреть подход: нет единой вселенной и единой истории, есть только истории разной продолжительности, переходящие одна в другую
есть отличные, есть ужасные, лучше всего ориентироваться по именам авторов и все будет ок
у Паука, Росомахи и ФЧ сейчас лучшие онгоинги вообще
про истории я уже пытаюсь привыкнуть, но все равно тяжело. мне хотелось ориентироваться по самим историям, по сюжетам, которые мне нравятся. ну и я получил, да, все любимые ранее тайтлы бросил.
Гоблин в Хобгоблина, угу. Вот же беспочвенная ересь.
супериор я честно даже не трогаю - говорят, что сносно, а мне "сносный" Миллар точно так же как и сносный Лоуб, ужасы нашего городка хотя бы развлечь могут
но немезис это же чудовищный сгусток кала, может это изощренные постмодернистские игры с Темным Рыцарем под маской комиксов для самых маленьких, но я этого не вижу
just look at that! FUCKING BADASS вот что я вам скажу
я уже давно мечтаю чтобы парням вроде хардмана и самни дали порисовать космомарвел, but that'll never happen;_;
а еще я хочу 2 онгоинга от стокое - один про серфера с галактусом, а второй про тех трех скруллов из стренж тейлс
И ГДЕ BATMAN ORPHANS БЛ*?
В остальное время ему приходится рисовать очень банальные вещи. Теперь хочется, чтобы серию поскорее закрыли и освободили Оллреда из этого ада.
А что о мини про Золушку скажешь?