RSS
Рекомендуем

Краткая история супергеройского костюма. Часть 1: Золотой Век

25.07.2014, 12:01 — Алексей Волков 1868 0
Теги: история
В конце XIX – начале XX века не было места важнее для европейской (а американская была её неотъемлемой частью) культуры, чем цирк. На усыпанных опилками аренах творилась новая массовая культура: десятки различных традиций, ведущих свой род от античности, сплавлялись в одну. Балетоманами были богачи, выбиравшие себе очередных любовниц. Театр забирался все дальше в авангардные дебри. А народ толпами валил поглазеть на гимнастов, глотателей шпаг, невиданных силачей. Цирковая борьба была прообразом современного реслинга и, что немаловажно, супергероики. Люди вроде знаменитого Финеаса Барнума (или, чуть ближе к нам, Владимира Дурова) сопоставимы разве что с Томасом Эдисоном по своей значительности для того культурного контекста, в котором мы живем. Французский гимнаст позапрошлого века Жюль Леотар изобрел универсальную цирковую одежду, названную в его честь «леотардом». Цельный облегающий костюм выгодно подчеркивал мускулатуру циркачей, не сковывал движений и выглядел эффектно на фоне мешковатых костюмов своего времени. Собственно леотард стал прообразом сплошных купальников. «Трусы поверх трико» применялись уже им самим (все-таки, обтянутые трикотажем гениталии были не слишком-то приличным зрелищем). Собственно, это была своеобразная дань моде XV-XVI веков, когда поверх чулок носили панталоны.
Жюль Леотар
Традиция обряжать в гимнастическую униформу героев комиксов берет свое начало c Фантома Ли Фалька. В качестве источника вдохновения Фальк обыкновенно называл стандартный набор своего времени - Тарзан, Зорро и прочие герои книг и экрана. Обыкновенно униформу «прицепляют» к Робин Гуду, но известнейший во времена Фалька образ киношного разбойника в исполнении мордастого Дугласа Фербенкса – это все же не то. Куда больше образ Робин Гуда повлиял на Робина (некоторые любители будут с пеной у рта доказывать, что Робин к Робин Гуду не имеет никакого отношения – они просто не читали Detective Comics #38).
Дуглас Фербенкс в образе Робин Гуда
Собственно, пресловутые «трусы поверх» мелькали в комиксах и до этого, но именно Фантом сделал их «общим местом». Функциональность рисования такой детали очевидна: никаких проблем с тем, что ткань облегает гениталии. А контраст расцветки со штанами служит тем же целям, что белые перчатки Микки Мауса – ноги не превращаются в сплошное пятно. Сигель и Шустер подхватили эту фишку, в очередной раз переделывая образ Супермена, и на страницы Action Comics #1 он попал уже в привычных красных труселях. Между тем, общеупотребительным подобный дизайн не стал. Популярным – да. Но тот же Капитан Марвел вполне обходился без трусов.
Капитан Марвел – скорее Зорро, чем Робин Гуд
Фантом же стал прародителем еще одной тенденции, считающейся популярной, но, опять же, не общеупотребительной. Это – маска, в которой глаза героев «лишаются зрачков», то есть выглядят абсолютно белыми. Самая популярная теория на этот счет – мол, экономия краски. На деле же Фальк сделал глаза Фантома белыми специально. Для придания сверхъестественного вида своему герою. А вдохновили его на это античные статуи, глаза которых, как известно, рисовались красками, либо делались из драгоценных камней, поэтому большинство из них дошло до нас с пресловутыми белыми глазами.
Император Нерон
Плащ, привнесенный Сигелем и Шустером в привычный супергероический облик, был нужен для того, чтобы он… развевался. Развевающийся плащик придавал динамики в любую позу Супермена. Вполне естественно, что авторы комиксов Золотого века не могли пройти мимо такой замечательной находки и тиражировали её до бесконечности. Эстетика палп-фикшн допускала три вида героев: полуголые «благородные дикари», мстители в строгих костюмах (плюс-минус маска) и военные (чаще всего в летной форме). Чуть особняком стояли герои фантастики, которым каких только комбинезонов не изобретали. Но эти три (четыре) типажа редко существовали в чистом виде в комиксах – элементы смешивались. «Просто маскированный детектив» The Clock не мог конкурировать с Суперменом, у которого и трико Фантома, и плащ по ветру, и сапожищи (красные!). Тогдашние авторы читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, и им в принципе было трудно придумать что-то принципиально новое. Именно поэтому Капитан Америка обзавелся пиратскими сапогами и крыльями на голове (которые, как выясняется в одном из ранних выпусков – это стилизованные ножи). Впрочем, были и совсем маргинальные варианты – вроде переодевания молодого здорового лба в старушку. Но это – редкие исключения. Функциональность была десятым делом – костюм должен поражать, а не служить сомнительному делу «реализма». Был, конечно, беспроигрышный вариант – голый торс и трусы (проплывет Нэмор - привет Тарзану! пробежит Ка-Зар – привет Тарзану!) или, для jungle girls – леопардовые бикини, но это так, низкий класс. Какая же жизнь супергерою Золотого Века без пианины (читай: без сапогов да плаща). Нарисовал атлета в трико, масочку ему, плащик – и минимальные продажи обеспечены. Но вот в пятидесятые все резко изменилось.
И такое бывало
Продолжение следует...
12primitive, 25.07.2014 12:07:03
Смотри-ка, действительно про трусы написали. Спасибо.
Искатель, 25.07.2014 12:07:38
А можно про стилизованные ножи поподробнее?
Anticvariat, 25.07.2014 20:07:36
Это было весьма познавательно, наконец загадка про трусы поверх костюма разгадана)
timmthaler, 26.07.2014 13:07:17
Спасибо! У Вас очень классная "колонка" на сайте.
Noris, 28.07.2014 14:07:41
Очень интересное чтиво, вот как раз таких аналитических статей и не хватало спайдермедии.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
23564 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
23444 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
17488 103