RSS
Рекомендуем

Crisis of Infinite Comics: Часть 5

18.09.2014, 12:55 — Алексей Волков 5172 0
Теги: история
Подобно щепкам разбившегося о скалы корабля, лежат они практически в любом комикс-шопе. Если повезет – на них поглядят с усмешкой, в редчайших случаях – купят, чтобы они пылились уже дома. Чаще – их приносят, чтобы избавиться от них, по пятаку за дюжину. Они – комиксы девяностых, руины великих империй, инвалиды невидимых войн. Каким же образом то, что воспринималось в начале десятилетия как дар небес и новый Золотой Век, буквально за пару лет обратилось в общепризнанную безвкусицу?
Начнем с рубежа десятилетий. Читатели поделены на два условных лагеря. Студенты колледжей, гоняющие кассету под названием «Bleach» от какой-то провинциальной группы Nirvana, читают DC. Ребятки помладше, молящиеся на идолов MTV, скупают Marvel. Последние требуют больше и больше эстетики поздних восьмидесятых: лазерных глаз, неимоверных мышц, тугих мячиков грудей, предельных эмоций. Супергероика становится кавалькадой масштабных драк, бессмысленных и детализированных. Золотое негласное правило индустрии: «И рисунок, и сценарий – это равновеликие части истории» пошло ко всем чертям. Комиксы начала девяностых кажутся скорее артбуками. Но это более-менее реальное деление читателей. В глазах издателей все выглядело иначе: есть подростки, и им плевать о чем читать. Лишь бы было ярко, кричаще, побольше насилия и полуголых женщин. И есть коллекционеры, которым тоже плевать, что читать, ведь им нужны просто качественные журнальчики на красивой бумажке с затейливыми обложками. До 1994-го такая иллюзия имела право на жизнь, ведь подтверждалась продажами. Позже оказалось, что издатели в корне неправы. Комикс-Код, сдерживавший скатывание комиксов в бездну спекуляций на низменных чувствах, был похерен под давлением времени и финансовых амбиций. Сперва казалось, что теперь на рынок хлынут настоящие комиксы для взрослых. Но вместо них полки заполнили детские комиксы «для взрослых».
Ассортиментец 1990 года
В шестидесятые говорили, что «Стэн Ли хочет, чтобы Кирби рисовал как Кирби, Дитко – как Дитко, а все остальные – как Кирби». Отчасти это было правдой. Начало девяностых было озарено аж тремя звездными художниками, которые ставились в пример всем и вся: Тодд Макфарлейн, Роб Лайфелд и Джим Ли. Их работы того времени– это больше артбуки, нежели комиксы. Звездный статус кружил парням головы. Они требовали всего и сразу, но не удовлетворившись марвеловскими гонорарами, решили забацать свою компанию, ныне известную как Image. В это же время основанная Джимом Шутером Valiant Comics набирает обороты, борясь за, скажем так, переходящий вымпел «Первые после Большой Двойки». Они печатали как оригинальные работы, так и перезапуски всяких старинных серий вроде Magnus Robot Fighter. У них была даже серия Nintendo Comics System! Казалось, что будущее индустрии за ними, но Image спутали все карты, оказав Valiant медвежью услугу. Назывался киллер издательства Valiant Deathmate, и был он кроссовером. Солар, герой Valiant, вступает в половую связь с Войд (героиней WildC.A.T.s) и тут начинается всякое: альтернативная Вселенная, в которой существуют герои обоих издательств! Стоит ли говорить, что весь кроссовер состоял из подобного рода сюжетных ходов. Valiant (детище Шутера!) серьезно относились к такой вещи, как дедлайн, а ребятки из Image вертали такие вещи на одном месте: на сроки им было плевать. Равно как и на серьезную работу: «болезнь первого номера» висела Дамокловым мечом над всей индустрией. В результате чего Deathmate вышел дрянью, но… Это же кроссовер двух популярных издательств! Комикс-шопы предзаказывали его пачками, но продавался он из рук вон плохо.
Набор коллекционных карточек, к примеру, сейчас стоит баксов десять.
Бум лицензий превратился в подобие катастрофы. Приобрел масштаб и обратный процесс: права на любую мало-мальски успешную серию продавались всем и вся. Плохие мультсериалы, фильмы, отвратительные игрушки, наспех сделанные видеоигры. Редкие жемчужины только подчеркивали общую убогость этого процесса. Теперь немного о «болезни первого номера». К девяностым стало очевидно, что коллекционирование комиксов – вещь серьезная, а за копеечные журнальчики люди готовы отдавать большие деньги. Особенным спросом, естественно, пользовались «первые номера», т.е. журналы, в которых впервые появлялись какие-нибудь культовые герои (за редким исключением это действительно были комиксы, открывавшие какую-нибудь серию). Поэтому в начале девяностых массово открывались новые серии, старые – перезапускались, и пресловутые «первые номера» расходились громадными тиражами. К ним прикручивали разного рода заманухи: вариативные обложки, коллекционные карточки. И продавались они, естественно за нехилые деньги, ведь каждый думал: «о, через пару-тройку лет я продам его еще дороже». Но этого не происходило. Наоборот, с каждым годом «первые номера» девяностых продавались все дешевле и дешевле. В 1992 году «Смерть Супермена» получила хорошую прессу. Поэтому все издательства ринулись перетряхивать (или, вернее, «перетрахивать») своих персонажей, с целью получить внимание СМИ и интерес новых читателей. Перенасыщение комиксов глобальными событиями началось еще с Crisis of Infinite Earths. Позиционируемы, как великие события в жизни всей вселенной издательства, «глобалки» стали ежегодной пустопорожней болтовней: все возвращалось к статус-кво, а из-за разброса сюжетных линий по сериям читатели не кидались скупать все журналы издательства, а просто бросали их читать. То, что творилось с Человеком-Пауком в девяностые – самый яркий пример, на основе которого становится понятен весь механизм кризиса 94-96. Герой был сверхпопулярен, про него открывались все новые серии, дело шло к запуску ультрасовременного (по тем временам) мультсериала, постоянно бродили слухи о полнометражном фильме. В комиксах конца восьмидесятых все возвращалось к эпохе Дитко: от старых злодеев до пресловутого вопроса об ответственности перед самим собой вместо бесконечных пробежек от юбки до юбки. Число журналов росло, а для промоушена сюжетов использовались фигурки и видеоигры. Некоторые сюжеты (Invasion of the Spider-Slayers) были ходульно-игрушечными, некоторые (Maximum Carnage) поднимали серьезные вопросы. Но работа была сделана на высшем уровне.
Начало конца
Суперуспешный сюжет (выходивший с 1994 по 1996 годы) Clone Saga превратился в посмешище. Стартовавший с принципа «перетряхивания» вокруг истории с клоном Паркера из семидесятых, в итоге сюжет пришел к нечеловеческой солянке из всех дрянных ходов, которые только можно придумать. Смерть, воскрешение, клоны… Marvel не заботились о качестве, все было пущено на самотек под эгидой уверенности, что раз фэны в своё время скупали Secret Wars, то купят и это. В 1997-м Marvel оказались банкротами. К тому же году многие компании закрылись, многие авторы оказались за бортом, а прилавки постепенно начали очищаться от миллионов журналов. Производство мерчандайза перешло на качественно новый уровень. Критичное до паранойи отношение к комиксам позволило вытеснить с рынка откровенный бред и обратило внимание массовой публики на несупергеройские комиксы. Но отзвуки того краха, когда читатели перестали верить в комиксы, слышны до сих пор, и, кажется, обретают черты грядущего кризиса. Количество журналов все равно неумолимо растет. Мерчандайз перепроизводится в немыслимых для девяностых масштабах. А пресловутое деление на «подростков», «коллекционеров» и «элитных критиков» угрожает даже небольшим издательствам потерей читательского внимания. Да, с тех пор индустрия шагнула семимильно в плане расширения влияния (кино, видеоигры по мотивам комиксов становятся не внезапно качественными, а планомерно), но кто знает, на какие еще глупости способна человеческая жадность?
12primitive, 18.09.2014 13:09:30
Спасибо!
Было очень интересно.
DoMoWoI, 18.09.2014 14:09:13
спасибо, одна из наиболее ожидаемых рубрик
sterpazook, 18.09.2014 15:09:42

Captain Marvel (2000) vol.3 #6
Wolverine20, 18.09.2014 15:09:28
А расскажите кто-нибудь побольше о Людях Икс в 90-ые годы?
Про сути глобалок в те годы я в общем-то знаю. Понятно, что кризис идей дошёл и до туда, но всё равно любопытно исследовать данную область) Как до такого дошли, в чём, собственно, проявлялся кризис в каждой из глобалок, и почему это вообще произошло?
В тред приглашаются эксперты по миру мутантов! :)
kssnail, 19.09.2014 18:09:38
После выхода 3 номера новой серии X-Men, поругавшись с Бобом Харрасом уходит Крис Клермонт который писал эту серию 16-17 лет. Большинство его задумок знал Ли - который их потом более-менее реализовал.(Узнать оригинальный замысел - можно прочитав Людей-Икс Форевер).
Что интересно, редакция и раньше вмешивалась в планы Клермонта - например с воскрешением Джины и возвращением Скотта. Дальнейшие несколько лет будут использоваться в основном идеи Клермонта.

Икс-верс ложится на плечи Лобдела и Нисиезы.

На фоне популярности тайтла начинается разработка мерчендайза - используют команду и костюмы Ли для мультсериала, к каждому ивенту выпускают кучу карточек, карточек с металическим рифлением, постеров. Запускают серии - Cable, X-Force (реформированных New Mutants с оригинальными участниками каста X-Factor), после Века Апокалипсиса запустят X-Man(где непонятно зачем воскресят Маделин Прайор), во время Фаланги - Generation X - с рисунком Бачало, продолжаются серии X-Factor, Excalibur и Wolverine. Запускают Astonishing X-men после роспуска универа Хавьером( здесь наверное самый странный сюжет - с Росомахой убивающего Росомаху, про Хавьера называющего всех Иксов неудачниками, про скруллов, Апокалипсиса и т.д.) и X-Men The Hidden Years - про различные аспекты биографии оригинальной 5.

Одной из особенностей Икс-верса стал разрыв единой сюжетной линии между различными тайтлами. Впервые конечно это было сделано в кроссовере Инферно (хотя в Мьютант Массакре тоже одни и те же события показаны с 2-3 различных сторон). - но в 90-е это было уже доведено до определенного абсурда.
Если Песни Палача, Фатал Атракшене и Фаланкс Совернант кроссовер серий проявлялся в том что события были линейны в 1 цепочке, то уже в Онслауте - нужно было читать кучу серий, некоторых вообще несвязных с Иксами, где события развивались параллельно.
Глотком свежего воздуха был Век Апокалипсиса - где было сделано что-то новое, не связанное с работой Клермонта. Огромную популярность приобрел новый персонаж - Блинк, про которую потом написали сольную серию из 4 номеров, а потом включили ее в каст Изгнаников.

Из крупных событий первой половины 90-х можно выделить свадьбу Джины и Скотта (после предложения самой Джины - по ходу ее достали интрижки между Скоттом и Псайлок ), падение Авалона(космической станции Магнето), Операция Нулевая Терпимость( после событий Века Апокалипсиса и Онслаута).

Во второй половине сформировался новый каст Иксов - с Меггот, Мерроу, клоном Магнето Джозефом и доктором Сессилией Райс.
Из глобалок второй половины 90-х - наверное самый интересные - это "Охота на Хавьера" Куберта, война с Королем Теней - (когда лишились сил все телепаты), Магнето - Роуг Нашион, 12, Века Апокалипсиса. 100-е выпуски Иксов ознаменовались "Революцией " во всех икс-тайтлах(например Росомаху в России начали выпускать с этого события), но ничего фактически не поменялось. Клермонт написал сюжет "Конец мечты" - где умерли МакТаггерт и Келли. Потом "Смерть Колосса". И кончаются 90-е сюжетом про Магнето и Геношу - "Eve Of Destruction - с великолепным рисунком Ю.
Тут в редакцию пришел Моррисон и предложил свои идеи - тут начинаются 2000-е)))

Как фанату Иксов мне тяжело говорить о кризисе в самих событиях - мне нравятся 90-е сейчас не меньше современной эпохи. Некоторые серии той эпохи - типа X-Man, Cable или X-Force тяжеловато читать из рисунка в стиле Мадурейры и "тяжелых" сюжетов(на любителя). Но в 90-е на Иксах можно увидеть и Джима Ли и Лейнила Френсиса Ю, и Ромиту Мл., и Алана Дэвиса и Энди Куберта, и Бачало, и Тома Рейни, и Пачеко и Вейда - все знакомые лица 2000 и 2010-х.
Wolverine20, 19.09.2014 22:09:09
Вот и мне, как фанату Иксменов любой эпохи - сложно сказать, что там был какой-то кризис... Я читал всё взахлёб, мне было это очень интересно. Я помню то славное время, когда перерывал торренты в поисках таких серий, как "X-Man", "Cable", "Wolverine", и им подобных, чтобы их скачать и ознакомиться с тем, что, как правило, в русскоязычной среде мало кто читал. Позже я стал фанатом первой серии (как и самого персонажа, собственно), и любителем последить за параллельными событиями в жизнях персонажей остальных серий. Раны Лобделла и Нициезы мною зачитаны до дыр (действительно, это были достойные продолжатели дела Клэрмонта. А ран Лобделла и Мадурейры я вообще боготворю, и рекомендую к прочтению всем, кому в своё время понравился мультсериал 92 года, и кто знаком с раном Клэрмонта). Сигал с Бачало впринципе тоже сделали хорошую работу в виде вышеупомянутых "Magneto War" и "Hunt For Xavier". Да и "Онслот" с "Операцией: Нулевая Терпимость" тоже отлично у меня пошли. Хотя да, каюсь, в Онслоте я читал тайтлы лишь Иксовские, и несколько номеров Мстительских и Паучьих.
В качестве кризиса идей многие приводят в пример тот же самый "Онслот" и "Апокалипсис: Двенадцать". (Мне сложно судить: оба события люблю, хотя они конечно и местами спорные).
Ну и наконец, всех в конце вышеперечисленных художников я обожаю (особенно Ли, Куберта, Дэвиса, Мадурейру, Бачало, и Ромиту-Младшего). Они делали те раны и события запоминающимися и яркими.

Я заметил ещё вот что... Клэрмонта в том или ином виде всегда возвращали на Икс-Тайтлы, как только дело заходило в тупик, и срочно требовался гений, который породил кучу персонажей, и знал что делать. К примеру, в 2000 году, когда настал полный творческий пздц, он вернулся на Анканни Икс-Мен, и устроил спорный ивент "Революция", который не поменял ровным счётом ничего (разве что, дал новые костюмы Иксам, а Эллис дал магическую татуировку Нэйту Грею, чтобы решить проблему с поглощением его тела собственными силами, лишь для того, чтобы через десяток номеров его умертвить). Затем Клэрмонт ушёл писать своих "Экстремальных Икс-Менов" (кстати, отличная серия). Но потом Клэрмонта поставили писать вновь Анканни Икс-Мен (пушто после такого говна, которое устроил там Остин, хуже быть уже не могло). Второй ран получился по мнению многих спорным, но всё равно мною очень любимым (йо, там же крутой Алан Дэвис на художке!). И вот сейчас, после, опять же, весьма спорного Аароновского "Battle of the Atom" Клэрмонта поставили на невинную серию про Найткраулера. Правда, я уверен, что двигать событиями дядька Клэрмонт умудрится и оттуда. Хотя, сейчас это может быть даже будет и неплохо, в свете кучи выпускаемого говна и проходняка. Сильно много он не изменит, но добавить что-нибудь своё сможет.
hedsar, 21.09.2014 00:09:11
"Но потом Клэрмонта поставили писать вновь Анканни Икс-Мен (пушто после такого говна, которое устроил там Остин, хуже быть уже не могло)"
Предложение в скобках написано так, словно Клэрмонт пишет говно, но Остин - говнянее. Не, я всё понял. Но сам факт.
Wolverine20, 21.09.2014 01:09:18
Многие олдфаги, кстати, считают что сейчас Клэрмонт пишет окологовно, да.
К счастью, я к этим людям себя не отношу. Мне раны Клэрмонта нравятся, несмотря на его стиль. Многие в Марвел не могут писать даже так, как пишет нынешний Клэрмонт (а про молодого я вообще молчу).
Noris, 22.09.2014 12:09:31
Спасибо за пост, обожаю икс-менов!
Robert Dent, 18.09.2014 17:09:22
большое спасибо!
kobyla, 18.09.2014 17:09:15
Простите за радикальный оффтоп, но спасибо, что вернули форум!
hedsar, 18.09.2014 23:09:45
Как же шикарно написано. Спасибо.

"...читатели не кидались скупать все журналы издательства, а просто бросали их читать"
Cameron, 19.09.2014 03:09:51
Очередное спасибо.
Читать вас - одно удовольствие.
Noris, 22.09.2014 13:09:22
Спасибо за цикл интереснейших статей, лично меня очень возбуждают комиксы 90-х, надеюсь W.i.l.d. cats не считаются дерьмом. а то ведь это мой любимый комикс на ряду с ген 13 и штормовым дозором тех времён. Меня чем то притягивает тот "техногенный" стиль 90-х, который присутствовал в комиксах тех времен, что я читал, как то всё было круто, вспомнить даже чудо женщину, что у нас печаталась, вроде рисовали разные художники, но стиль и женская красота (ах какие были девочки тогда) в упомянутых комиксах были очень похожи.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33501 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26821 103