Восьмидесятые сейчас кажутся нам каким-то замечательным временем в истории комиксов (для подавляющего большинства отечественных читателей история комиксов начинается именно тогда, а до этого никаких комиксов не было и дух святой носился над водою). Этих дней не смолкнет слава: Фрэнк Миллер, Крис Клэрмонт, Британское Вторжение, будущие звезды Image, мультфильмы, игрушки и, под занавес десятилетия, бертоновский "Бэтмен"! Если просто окинуть взглядом издания тех лет, то кажется, что это было десятилетие без кризисов. Ну, кроме пресловутого Кризиса на Бесконечных Землях. Наконец-то все было хорошо, все шло ко времени и к месту. Инцидентов, подобных закрытию любимых читателями Green Lantern/Green Arrow и The Spectre (в конце восьмидесятых переизданному под названием "Wrath of the Spectre") больше не было. Читатель получал все, что хотел.
Все, что хотел!
Настоящий кризис бесконечных комиксов начался в 1994-1996 годах, но восьмидесятые были тем самым переломным моментом, без которого его бы не было.
Но начнем по порядку, с предпосылок.
а) К 1980-му году рычаги управления индустрии попали к некомпетентным людям.
Бизнесмены старой закалки, для которых Великая депрессия была не дедушкиными сказками, постепенно исчезали. Возраст, что поделаешь. Издание комиксов, сулившее огромные прибыли, но на деле давашее ничтожно мало, стало прибежищем либо энтузиастов, либо людей, воспринимавших его как своеобразную ссылку из мира нормальных бизнесов, вроде продажи кондиционеров. В результате - адская чехарда кадров, близкая к нулевой личная заинтересованность. Срыв сроков сдачи стал настоящей чумой, поразившей и DC, и Marvel. Остается только удивляться решительности и мужеству тогдашних редакторов.
Джим Шутер, отстаивавший права авторов, и вернувший Marvel огромные продажи, в итоге был объявлен врагом народа и заменен Томом ДеФалько, при котором волшебная карета издательства превратилась в тыкву.
б) Развитие индустрии в Европе, Англии, Японии.
Внезапно оказалось, что французы, бельгийцы, англичане, испанцы и японцы тоже кое-что умеют. И это кое-что будет куда любопытнее того, что могли предложить американцы. К началу десятилетия ими интересовались только издатели иллюстрированных журналов, а крупные издатели неловко пытались забацать "симметричный ответ". Результат напоминал подростка - руки-ноги выросли, борода пробивается, а мозгов нет. На налаживание связей ушло непростительно много времени. Все то же самое относится к отношениям мейнстрим-андеграунд, поэтому выделять их в отдельный пункт не имеет смысла.
Реакция на "заокеанских захватчиков" была примерно такой
в) Движение за права художников.
Со стороны это выглядит очень круто. Только представьте: забитые очкарики вдруг сплачиваются под знаменами Джека Кирби и идут громить акул капитализма! Как бы не так. Сперва (еще в семидесятые) чудовищная клоунада с Сигелем и Шустером (этот эпохальный процесс стоит отдельной статьи), затем - шумиха вокруг Гербера, потом - аттракцион "что-то с памятью моей стало" от Джека Кирби - и вуаля! Закономерный процесс, как потом подтвердилось, с созданием авторам более подобающих для новых времен условиями, превратился в небывалую ярмарку тщеславия. Радикализм со стороны "пенсилеров" зашкаливал, в результате чего многие проекты так и не увидели свет, а иные - вышли косыми и убогими, как плод случайной любви.
Этот момент - наиболее спорный, и не может быть обрисован только светлой или темной краской. Но при этом кризис 94-96 - это закономерное продолжение кампании восьмидесятых. "Я от бабушки ушел, я от Джима Шутера ушел, сейчас срублю денег в маленькой комикс-конторе" - это был девиз начала девяностых.
г) Бум лицензий.
До конца семидесятых (и выхода "Звездных войн") никто и представить себе не мог, что у комиксов по лицензии есть хоть какой-то коммерческий потенциал. Все герои вестернов, персонажи студии Ханна-Барберы и прочие мистеры Споки считались не шибко перспективными. В восьмидесятые же лицензия стала основной движущей силой индустрии: игрушки, фильмы, сериалы - все они прекрасно "комиксоизировались". Результат таков: появлялось новое издательство с парой лицензий, рисовало какую-то дрянь, параллельно запускало пяток своих проектов и...Через год пускало весь свой каталог с молотка. По этой схеме удалось "выйти в люди" только Dark Horse. Но у "лошадок", кроме "Робокопов" и "Чужих" был еще, например, Concrete. Ньюсстенды ломились от первых-вторых номеров серий, которые никогда не будут продолжены.
Закономерная причина у грядущего кризиса была одна, зато какая! Комиксы начали хорошо продаваться. Не так хорошо, как в пятидесятые, но очень и очень прилично для индустрии в целом. Алчность застила бизнесменам глазки, и спорные решения поперли один за другим. Каждый рискованный шаг, приводивший к успеху, больше не считался рискованным, и повторялся с настойчивостью дятла, долбящего высоковольтные столбы.
Хорошо продаются глобальные события, захватывающие десяток тайтлов? Больше глобальных событий!
Хорошо продаются выпуски со смертями героев? «Убивайте всех, Господь распознает своих!»
Хорошо продаются истории конкретного автора? Дайте ему все, что его душа пожелает!
Хорошо продаются, хорошо продаются... Замечательно продаются!
Все перезагружалось, переоткрывалось, переосмысливалось, совмещалось, кипело и бурлило.
Закономерным итогом этого стало невероятное (наверное, впервые, после сороковых) насыщение рынка, за пару лет ставшее перенасыщением. Печальный урок провала марвеловской New Universe (о ней мы много писали в
Old Komix) никому ничего не научил. А между тем наступили девяностые.
Продолжение следует...
С радостью читаю каждую новую статью. Безумно интересно. Спасибо за проделанную работу.
P.S. а можно ссылочку на статью с New Universe?)