RSS
Рекомендуем

Crisis of Infinite Comics: Часть 2

17.07.2014, 12:41 — Алексей Волков 3875 0
Теги: история
Шестидесятые окружены мистической дымкой мифов. Это не белые пятна истории предыдущих эпох, когда утерянными можно считать не только имена авторов, а целые комиксы. Но это и не более-менее точная хронография последующих десятилетий, поддержанных фэнзинами и официальными журналами о комиксах. Шестидесятые, по большей части, известны нам по многочисленным интервью тогдашних комиксистов, которые давались спустя много лет после свершившихся событий.
Билл Плачек, самый известный коллекционер комиксов шестидесятых, 1965
Для начала мы обратимся к цифрам. 1965 год, когда издательство Marvel уже окончательно стало крупным игроком на рынке. Цифра справа от названия журнала означает среднее количество копий, продаваемых в месяц.
  1. Batman, 898470
  2. Superman, 719976
  3. Superboy, 608386
  4. Lois Lane, 530808
  5. Jimmy Olsen, 523455
  6. World's Finest, 513201
  7. Archie, 491691
  8. Action Comics, 491135
  9. Adventure Comics, 481234
  10. Justice League of America, 408219
  11. Detective Comics, 404339
  12. Metal Men, 396506
  13. Treasure Chest, 348305
  14. Walt Disney's Comics and Stories, 346250
  15. Betty and Veronica, 342295
  16. Amazing Spider-Man, 340155
  17. Tarzan, 338052
  18. Flintstones, 332362
  19. Fantastic Four, 329379
  20. Flash, 325404
Как мы видим, запуск телесериала «Бэтмен» был вполне себе логичным шагом, и в январе 1966 года он и стартовал, породив пресловутую «бэтманию», о которой гневно отозвалась даже доселе равнодушная к комиксам советская пресса.
«Крокодил», сентябрь 1966
Не в последнюю очередь на популярность повлияла маленькая перезагрузка Бэтмена в середине шестидесятых, этакий промежуточный вариант между мифологическими историями эпохи Морта Вейзингера и будущим вариантом О’Нила и Адамса. Похождения рыжего-конопатого буриданова осла по имени Арчи (как и спин-офф «Бетти и Вероника») стоят достаточно высоко в топе. Неудивительно, что Гудман вытрясет из Ли и Дитко душу, чтобы те сделали Паркера хоть немного похожим на Арчи. Собственно, через год этот трюк и провернули, но уже без Дитко.
На тринадцатом месте мы видим Treasure Chest, и это название нам вообще ничего не говорит. Что это за журнал-то такой, который продавался лучше Диснея и Marvel? А это католический журнал (притом не мракобесный, а познавательный, знакомящий детишек с историей, наукой и спортом) распространявшийся через церковно-приходские школы.
Marvel скромно притулились на 16 и 19 местах. Собственно, новый кризис бабахнет через пять лет, в 1970. Именно поэтому DC так активно переманивали Джека Кирби – во второй половине шестидесятых индустрия изменилась. Активнейшая работа Marvel с читателями и успешная политика «авторы комиксов – это как рок-звезды» принесла и сладкие, и горькие плоды. DC, как говорится, до семидесятых «вертали авторов на одном- месте-из-трех-букв», что позволяло им все повышать и повышать продажи популярных супергероев. Так поступали и в других издательствах – объемы работ огромные, раскрученные бренды имеются – так зачем уделять внимание каким-то странным мужичкам, которые являются в офис либо сдавать работы, либо клянчить повышения зарплаты? Несмотря на объемы продаж, зарплаты были, естественно, так себе. Но прибыль шла на расширение (и улучшение) производства комиксов. Первопроходцы индустрии же массово её покидали – даже анимация, уж на что рабский труд, была прибыльнее.
Трудоголик Кирби умудрялся совмещать работу во множестве смежных сфер. И даже преподавать.
Здесь необходимо отметить, что до шестидесятых журналы комиксов были большими. Читатель за свои десять центов получал целых четыре истории. Другим был и формат супергеройских серий. Сегодня, в основном, мы имеем два привычных вида: соло и команда. Тогда же были и соло (но в них без проблем появлялись истории и о других героях), и команды, и пристрелочные серии (самая знаменитый журнал этой категории – это Showcase у DC). Великой вещью были ежегодники, для них приберегались самые интересные, по мнению издателей, события в жизни супергероев. Антологические супергеройские серии теперь сводятся к формату «два-в-одном», четыре истории – уже неслыханная роскошь. Еще одним золотым дном оказываются репринтные серии. И рынок заполняется, заполняется, заполняется…
Marvel не упускает возможности сыграть на любом поле, не исключая юмор.
Между тем, такое понятие как continuity (т.е. преемственность сюжетов, строгая внутренняя хронология, «сперва было то, потом это») фактически не существовало. Причин тому было две: во-первых, это давало возможность работать над похождениями героя одновременно двум-трем разным командам авторов независимо друг от друга, а во-вторых, благодаря этому «порог вхождения в историю» для читателя был минимальным. Введение в сюжет занимало маленький абзац текста, а за ним начиналось действие. По сути, история любого вида искусств, связанного с рассказыванием историй – это чередование периодов интереса к рассказам и романам. Эта цикличность берет начало от самой природы, когда в палящий летний зной максимум, что можно усвоить, это короткий анекдотец, а долгие зимние вечера так и требуют долгих повествований. История комиксов, естественно, тоже базируется на этом принципе: от Безумного Кота – к Флэшу Гордону, от пятистраничных историй – к одиссеям Доктора Стрейнджа в потусторонние миры, от стрипа к эпику у англичан, от простой серии – к глобальным событиям. В шестидесятые издательства комиксов перешли от множества разрозненных серий к «вселенным», т.е. все их вымышленные персонажи сводились в один мир. Это было великой победой в коммерческом плане (читатель, к примеру, ничего не покупал, кроме Человека-Паука, а в его журнале появляется Дардевил, читателю нравится персонаж, и - опля! – читатель покупает уже два журнала), и великим ужасом для авторов в дальнейшем. Приходится вести обширные картотеки, чтобы не напутать, кто из героев где и когда находится, потому что наступила эпоха интереса к масштабным историям, пресловутым «story arc», и понятие continuity воленс-ноленс приходится насаждать. Населенность вселенных персонажами с собственными историями настолько увеличилась к семидесятым, что издательствам пришлось браться за выпуски различных энциклопедий, разъясняющих, кто чем славен, с кем состоит в родстве, и прочая, и прочая. Предпосылкой будущего кризиса был очередной перераздел сфер влияния. Неочевидный в 1965 году, через пять лет он был объективной реальностью: Marvel не просто готовы конкурировать, они готовы побеждать. Причина же кризиса в том, что локомотивы индустрии в лице DC и Marvel к началу нового десятилетия катились бодро, но… по инерции. Ключевые фигуры (Мартин Гудман, Стэн Ли, Кармайн Инфантино, Морт Вейзингер, Джулиус Шварц) постепенно уходили от рычагов управления, а им на смену приходили новые люди, в основной своей массе не имевшие того опыта, который имели вышеназванные. Последней же каплей стал переход Кирби в DC и рождение андеграунда, пошедшего немножко (совсем немножко) дальше рисования «тихуанских библий». Внешне первую пару лет все выглядело более, чем благопристойно. Но кризис перепроизводства был неизбежен.
Продолжение следует...
Alonso, 17.07.2014 12:07:53
А до какого времени индустрии комиксов будут вестись эти статьи?
Алексей Волков, 17.07.2014 21:07:31
До кризиса 1993-1997 годов.
hedsar, 21.07.2014 23:07:35
Включительно?
sterpazook, 17.07.2014 22:07:25
Статья из "Крокодила" просто разрыв. Интересно откуда советские журналисты про всё это узнавали?
Алексей Волков, 17.07.2014 23:07:28
Из иностранной прессы, с этим у журналистов центральных изданий особенных проблем не было. В той же статье есть промо-фото из сериала с подписью "Фото из журнала "Лайф". Впрочем, вполне вероятно, что это пересказ какого-нибудь французского или немецкого издания.
Cameron, 18.07.2014 17:07:36
Спасибо, всё очень интересно.
hedsar, 21.07.2014 23:07:11
Что-то знал, чего-то не знал. Но ознакомиться было интересно. Такие статьи отлично разбавляют и дополняют сайт.
С удовольствием буду читать и дальше.
Спасибо автору.
OMG in the car, 22.07.2014 01:07:56
Будут ли статьи в которых раскрывается тема супергеройских трусов : то есть мода, стиль зародившийся ещё в годы Супермена и Фантома, и продвигающаяся по сей день, что служило там вдохновением к тем или иным дизайнам костюмов, редизайны персонажей и вообще зачем нужны трико, почему Робин носил трусы и так далее. Что-то мне известно, но хотелось бы добротной статьи, в которой человек, скорее всего, знающий больше меня по теме распишет от и до.
Noris, 23.07.2014 00:07:39
Классная статья, следующий кризис наверное будет связан с той пресловутой книжицей, в которой писали что даже краска у комиксов вредна для здоровья.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34544 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33489 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26812 103